24 мая 2016
ФУМО рекомендует перейти от кафедральной структуры к управлению образовательными программами

Российские вузы включаются в Болонский процесс и эта интеграция уже приводит к заметным изменениям в системе высшего образования. Изменения претерпевают ключевые базовые структуры. Так, на последнем заседании Федерального учебно-методического объединения «Образование и педагогические науки», в котором приняли участие 42 вуза России, речь шла о будущем кафедр.

Если обратиться к истории, то, как подразделение учебного заведения, кафедра появилась в России в 18 века и существует до сегодняшнего дня. Что касается будущего этой организационной структуры вуза, то предполагается серьезная трансформация. Об этом шла речь на последнем заседании ФУМО «Образование и педагогические науки» по вопросам модернизации педагогического образования. Сыктывкарский университет представляли и.о. ректора Наталья Михальченкова и доцент кафедры института педагогики и психологии Галина Болотова.



Материалы семинара, проблемы и перспективы проекта модернизации системы образования сегодня широко обсуждаются. Один из вопросов последнего заседания ректората университета был также посвящен обсуждению возможных нововведений.



На прошедшем в Москве семинаре поднимался еще один важный вопрос, который можно отнести к проблемам скорее философским, нежели организационным. Но именно философия модернизации образования, как отмечают многие специалисты, и является сегодня главной движущей силой самого процесса изменений. Суть предлагаемого нового подхода: «Переход от «преподавателя дисциплин» к «интеллектуальной личности». Стоит отметить, что в западных университетах понятие «кафедра» является достаточно формальным и размытым. В основе Болонской системы лежит индивидуальный, авторский подход профессора. При такой системе профессиональные компетенции преподавателя становятся ключевым звеном в выстраивании системы образования.


Предлагаемые нововведения и подходы требуют серьезного и всестороннего осмысления. Затрагиваются глубинные основы системы российской высшей школы. И любые изменения потребуют серьезных обоснований, которые должны быть выработаны совместными усилиями коллектива университета. Первая встреча состоится уже в среду 25 мая – состоится методический семинар по вопросам педагогического образования. Инициатором этой встречи стал Институт педагогики и психологии. Как заметил его директор Вячеслав Антонов: «Нужно учиться учить». Семинар начнется в 13.00 в учебном корпусе №10.

Анализ современных организационных структур высших учебных заведений