Как написать резюме

Одним из первых шагов к трудоустройству является отправка резюме работодателю. От того, как оно составлено и насколько информативно, будет зависеть, получите ли вы приглашение на собеседование.

«Цель написания любого резюме – не просто заявить о себе, а выделиться среди остальных соискателей, заинтересовать работодателя и получить приглашение на собеседование.

Для того чтобы добиться желаемого результата, необходимо определить свои ключевые преимущества. Это можно сделать, ответив на следующие вопросы:
– Чем я выделяюсь среди других соискателей?
– Почему именно я должен получить эту работу?
– Есть ли что-то, что я делаю лучше других?
– Чем я отличаюсь от своих коллег?
– Что я сделал значительного в своей карьере?
– Каковы мои жизненные достижения?
– Какие мои личностные качества могут помочь в реализации профессиональных задач?

После того как вы определились с ответами, можно приступать к написанию резюме.

Качественно составленное резюме должно легко читаться, чётко и ясно должны быть изложены предыдущий опыт работы, выполняемый функционал, профессиональные достижения и навыки.

Хронологическое резюме

Наиболее типичной и традиционной формой является хронологическое резюме, где все места работы и должности указываются, начиная с последнего. Вот пример пошагового составления подобного резюме:
1. Начинайте резюме с фамилии, имени, отчества.
2. Пишите название должности, на которую вы претендуете.
3. Укажите дату рождения, контактные данные (номера телефонов, электронный адрес).
4. Оформите раздел «Образование»:
  • Перечислите учебные заведения, которые вы закончили, начиная с последнего. Студенты должны указать год предполагаемого окончания учёбы.
  • Внесите информацию об имеющемся дополнительном образовании. К нему относятся повышение квалификации, курсы, обучающие семинары, тренинги.
  • Важно указать год обучения.
  • Акцент следует сделать на тех курсах, которые имеют отношение к вашей будущей работе.
5. В разделе «Опыт работы»: укажите период работы (месяц и год), название компании, сферу деятельности компании, должность, обязанности.
Желательно после перечисления функциональных обязанностей назвать свои достижения, т.е. очертить свой личный вклад в работу предприятия.
6. В разделе «Ключевые навыки» перечислите то, что вы умеете делать действительно хорошо, благодаря предыдущему опыту работы. В этом разделе также перечислите компьютерные программы и иностранные языки, которые вы знаете, указав степень владения. Желательно также указать наличие водительского удостоверения, опыта вождения и личного автомобиля.
7. В разделе «Дополнительная информация» стоит упомянуть о своих личностных качествах, которые могут помочь в решении профессиональных задач, и о ваших профессиональных целях. Этот раздел должен помочь работодателю решить, почему ему стоит взять на работу именно вас.

Принципы составления резюме

Читабельность

Для того чтобы резюме хорошо читалось и выглядело профессионально, нужно использовать один шрифт, один цвет и не более двух размеров шрифта.
Жирным шрифтом можно выделить разделы: образование, опыт работы, ключевые навыки, дополнительная информация – в этом случае резюме будет читаться легче.
В электронном виде лучше читаются популярные шрифты, такие как Arial, Tahoma. Если вам нужно предоставить резюме в письменном виде, лучше всего подойдёт Times New Roman.
Составляйте короткие предложения и формируйте из них небольшие абзацы. Каждый абзац отделяйте пустой строкой – так легче читать, а значит, вашему резюме будет уделено больше внимания. После того как напишите резюме, внимательно его пересмотрите: если его объём больше одной, максимум двух страниц – «отожмите воду».
Обязательно проверьте резюме на наличие ошибок, затем воспользуйтесь сервисом «проверка орфографии», затем попросите кого-нибудь из друзей перечитать резюме, а затем снова прочитайте сами. Грамматические ошибки портят впечатление.

Фотографии в резюме

Фотографию вставлять в резюме не обязательно. Правильная фотография будет выглядеть так: крупный план, одежда в деловом стиле, на нейтральном фоне либо на рабочем месте. Во-вторых, рекрутёр проводит большое количество собеседований с соискателями. Через несколько дней после встречи, когда вы попросите обратную связь по вашей кандидатуре, он скорее вспомнит про вашу беседу, взглянув именно на фото в резюме».

Полнота информации, соответствие должности

Помните, что резюме – это ваша реклама. С помощью резюме вы можете привлечь к себе внимание и вызвать интерес к своей персоне. Креатив, конечно, может в этом помочь, но может и помешать. Используя нестандартные фотографии или фразы, подумайте, как по-другому их можно трактовать.
Постарайтесь наиболее полно отразить ваш профессиональный опыт и выполняемый функционал. Ещё лучше – указать достижения на прошлых местах работы. Ваши достижения тоже должны быть описаны грамотно.
Во-первых, достижения должны иметь отношение к искомой вакансии.
Во-вторых, они должны быть описаны в терминах результата, а не процесса.
В-третьих, слова немного значат, их нужно подтвердить цифрами и связать с экономическими показателями предприятия.
Если вы пишете резюме на своё первое в жизни место работы, и опыта пока нет, следует указать подработки во время учёбы – если такие были, практику, учебные проекты. Для студентов будут актуальны рекомендательные письма с мест практики и от научных руководителей.

Соответствие действительности

Описывая опыт работы, указывайте только то, что вы реально делали. Не нужно переписывать должностную инструкцию, а также указывать задачи, которые только стояли в планах либо выполнялись вашими коллегами.
Также не стоит приписывать себе образование, которого нет, владение программами и знание иностранных языков на более высоком уровне, чем на самом деле – это легко проверить.

Наличие сопроводительного письма


Сопроводительное письмо по-другому можно назвать ещё мотивационным письмом. В этом письме вы можете рассказать, как вы узнали о вакансии, и чем она вас привлекла, почему вы решили сменить работу и хотите перейти именно в эту компанию. Поблагодарите за время, уделённое вашему резюме, и оставьте номер телефона для связи.

Несколько советов напоследок

1. Если вы часто меняли работу – работали на каждом новом месте полгода-год – лучше указать причину ухода с каждого места работы.
Если причина – невысокая оплата труда, работодателя это скорее насторожит.
Бывают уважительные причины, например, переезд сотрудника в другой город, переезд организации за город, ликвидация предприятия, недобросовестность нанимателя (обман сотрудника в части условий труда, функциональных обязанностей и пр.).
2. Отправляя резюме работодателю, его стоит «заточить» под определённую должность. Если на прежней работе у вас был очень широкий функционал, выберите и напишите главным образом о тех обязанностях, которые перекликаются с обязанностями, обозначенными в опубликованной вакансии.
3. Резюме лучше отправить в прикреплённом файле – их часто распечатывают. При отправке письма в теме обязательно укажите название вакансии и ваши ФИО, чтобы резюме не потерялось в гуще писем.
4. Задумайтесь над названием вашей электронной почты: она должна соответствовать деловому имиджу.
5. Если вакансия для вас действительно интересна, после отправки резюме через день-два обязательно позвоните: такой звонок будет говорить о наличии мотивации у соискателя к работе именно в этой компании.

По материалам сайта myjob.by