С апреля 1991 года в России появилась новая специальность, новая профессия - специалист по социальной работе, задача подготовки и деятельности которого была обращена на целостность жизненной ситуации людей, на всю систему жизнеобеспечения человека, на формирование социального благополучия.

Сыктывкарский государственный университет стал одним из двадцати первых в России вузов, начавших подготовку дипломированных специалистов по новой специальности социальная работа.

В сентябре 1991 года первыми слушателями стали 25 человек с высшим гуманитарным образованием, которые по окончании 9-месячной учебы получили дипломы о переподготовке по второму высшему образованию и специальность «Специалист по социальной работе». Подготовка первых специалистов по социальной работе осуществлялась по заказу Совета Министров Коми АССР. Выпускники факультета возглавили отделы по семье и детству в администрациях городов и районов Коми, центр срочной социальной помощи и другие службы.

На базе среднего образования подготовка специалистов по социальной работе началась с 1993-1994 учебного года по дневной форме обучения, а с 1998 года было открыто и заочное отделение.

1 июня 1994 года в СыктГУ создана кафедра социальной работы, на которую и была возложена ответственность за подготовку специалистов в области социальной работы.

Процесс институциализации социальной работы был достаточно сложным и в то же время творческим процессом, как для практиков, так и для исследователей. Сложность этого процесса заключалась в том, что кардинальные изменения происходили в практике (формировалась принципиально новая система социальных служб), формировалась новая парадигма научной теории, происходило осмысление социальной работы как общественного феномена и профессиональной деятельности, разрабатывалась стратегия обучения специалистов, шло формирование новых образовательных стандартов. Было четкое понимание значимости, цели, задач профессиональной подготовки в области социальной работы в системе высшего образования, но не было ответа на вопрос как это делать, т.е. требовалась разработка механизмов реализации и осуществления. Требовалось в сжатые сроки скоординировать усилия по разработке, освоению и реализации совершенно новых образовательных программ.

Большое значение в становлении этой специальности сыграли заинтересованность со стороны Правительства, Государственного совета, министерств и общественных организаций Республики Коми. Неоценимую роль с первых дней и на протяжении всех 20 лет в развитии специальности играет действенная поддержка Министерства Республики Коми по социальным вопросам, а сейчас – Министерство труда и социальной защиты Республики Коми.

Неоднократно на заседаниях коллегии Министерства Республики Коми по социальным вопросам рассматривались вопросы о совместной деятельности факультета и Министерства по подготовке высококвалифицированных кадров с высшим образованием по специальности социальная работа. Оказывалась помощь в направлении студентов и преподавателей для участия в различных конференциях, проводимых за пределами республики. В центре постоянного внимания находились и находятся вопросы информационного обеспечения учебного процесса, целевого набора и трудоустройства выпускников, качества подготовки специалистов, организация и проведение совместных научно-практических конференций, содержательные аспекты подготовки профессионалов, организация практики. Ведущие специалисты отрасли систематически читают студентам лекции, проводят мастер-классы, выступают рецензентами дипломных работ. В последнее время традиционными стали ежегодные встречи студентов и профессорско-преподавательского состава кафедры с министром Министерства труда и социальной защиты Республики Коми И.В.Семяшкиным.

К настоящему времени состоялось 16 выпусков дипломированных специалистов по социальной работе: 500 человек по дневной форме обучения и 362 человека – по заочной форме обучения. Сегодня обучаются на дневном и заочном отделении по программам специалитета 116 человек, по программам бакалавриата – 154 студента. Доля студентов, обучающихся по договорам с оплатой обучения, составляет примерно 28%.

С целью объективности оценки уровня подготовки выпускников состав Государственной аттестационной комиссии формируется из числа заместителей руководителя Агентства по социальному развитию, членов Комитета по социальной политике Государственного Совета Республики Коми, ведущих научных сотрудников Коми научного центра Уральского отделения РАН. Председателями ГАК утверждались Министерством образования Российской Федерации профессор, доктор исторических наук А.С. Сорвина - зав. кафедрой теории и методики социальной работы Московского городского педагогического университета, Г.Н. Кравченко - Председатель комитета Государственного Совета Республики Коми по социальной политике и в течение 7 лет - руководители Агентства Республики Коми по социальному развитию. Председатели ГАК, члены Государственной комиссии не только высоко оценивают работу кафедры и уровень подготовки специалистов, но и вносят конструктивные предложения по оптимизации и развитию образовательного процесса.

Показателем востребованности выпускников специальности является 100% их трудоустройство в течение всех лет. Наши выпускники работают в Министерстве труда и социальной защиты Республики Коми и его подведомственных учреждениях, в Министерстве образования Республики Коми, школах, школах-интернатах, детских домах, профтехучилищах, в колледжах, техникумах и вузах, в учреждениях системы ГУФСИН, МВД, здравоохранения, региональном отделении Фонда социального страхования, Пенсионного Фонда. Часть специалистов работают менеджерами по кадрам, в службах персонала и отделах по социальным вопросам предприятий, в общественных организациях в средствах массовой информации. Имеется опыт создания своих собственных предприятий.

Среди выпускников кафедры М.А. Ганов – заместитель министра Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, Д.А.Шатохин - глава МО МР «Усть-Куломский», М.А.Афанасьева – главный специалист-эксперт отдела профессионального образования и науки Министерства образования РК, Ю.В.Прохорова – специалист ГКУ РК «Республиканская общественная приемная Главы РК», С.Е.Литвина - депутат Комитета Государственного Совета РК по социальной политике, Ю.Н.Коровина - частный предприниматель, Д.А.Патов - руководитель ОО «Возрождение». В.А. Старцев является депутатом районного совета, параллельно работает в должности заместителя председателя республиканского отделения ВОИ, возглавляет районное отделение КРО ВОИ в Прилузском районе и др.

На сегодняшний день кафедра социальной работы Сыктывкарского государственного университета - это коллектив энтузиастов, единомышленников, профессионалов, людей творческих, неравнодушных, с активной жизненной позицией и высоким чувством социальной ответственности. Средний возраст членов кафедры – 47 лет; процент остепененности составляет 86%. Принципиально важную роль в обеспечении образовательного процесса на кафедре играют преподаватели, имеющие большой практический опыт организационно-административной работы в отрасли: В.И.Скоробогатова – к.ю.н., заместитель Главы Республики Коми (2002-2006 г.г.), заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми (2012-2013г.г.), Л.И Быковская – к.э.н., министр труда и социального развития Республики Коми (2003-2008 г.г.), Т.В.Изъюрова – начальник Управления по социальным вопросам г. Сыктывкара (1991 – 2009 г.г.) и др.

А.В. Соколова – одна из ведущих преподавателей кафедры, «живая легенда», как называют ее студенты. Она из тех, кто стоял у истоков новой специальности в Республике. Имея огромный опыт руководящей комсомольской и партийной работы, хорошо знающей проблемы и возможности Республики Коми, будучи деканом факультета А.В. Соколова смогла сделать государственные и общественные организации Республики союзниками в подготовке специалистов по социальной работе. Она является инициатором многих начинаний на кафедре, занимается «внешней политикой» и наставником молодых преподавателей.

Кафедра социальной работы обеспечивает 39 дисциплин образовательной программы «социальная работа». Приоритетным направлением деятельности кафедры в настоящее время является повышение качества образования студентов на основе развития компетентностного подхода, внедрение инновационных педагогических технологий, развитие эффективных форм контроля знаний студентов, организация и формирование учебно-методического сопровождения самостоятельной работы студентов. На кафедре систематически проводится ревизия содержания специальных дисциплин с точки зрения соответствия их целей и содержания инновационным технологиям в области социальной работы и адекватности потребностям региональному рынку труда, интересам основных заказчиков на подготовку кадров.

Одной из активных и эффективных форм знакомства с будущей профессиональной деятельностью являются выездные занятия. Они проводились в следующих учреждениях и организациях. Эти организации и учреждения были выбраны исходя из образовательного стандарта по подготовке бакалавра, в котором дана характеристика областей профессиональной деятельности бакалавра и ее объектов.

Вовлечение студентов с первых дней обучения в вузе в социально значимую деятельность также является одним из приоритетных направлений деятельности кафедры. Студенты принимают постоянно активное участие в различных социальных акциях, мероприятиях, проводимых на уровне университета, города и республики. Только в 2013 году наши студенты приняли участие или сами являлись организаторами 29 социально направленных мероприятий. Огромное значение в реализации этого направления имеет работа добровольческого движения студентов «От сердца к сердцу», реализующее различные социальные проекты и представляющее собой практическую экспериментальную площадку для студентов специальности и направления «социальная работа». За годы активной работы данного движения было привлечено к добровольческой деятельности более 400 студентов Сыктывкарского государственного университета, реализовано свыше 70 проектов и акций, в том числе республиканского уровня, которые нашли отражение в 65 публикациях в Республиканских средствах массовой информации. Добровольческое движение студентов СыктГУ является сегодня одним из ведущих движений, реализующих собственные проекты на республиканском уровне. Наиболее яркие из них:
- «К детям с сердцем и музыкой»: организация благотворительных концертов для детей, находящихся на длительном лечении в Детской республиканской больнице;
- «Мама для мамонтенка»: уход за отказными детьми, находящимися в Детской республиканской больнице;
- «Луч надежды»: сбор средств для детей и подростков с инвалидностью;
- «Счастье в ладошке»: организация досуговых занятий с учащимися сельских школ-интернатов.

За 2012 год проект «Поиграй со мной» получил Диплом 2-й степени как лучший проект, реализованный в Республике Коми в Год молодежи. Проект «Арт-эврика» в 2010 году занял 1 место на российском уровне и был удостоен Премии Президента Российской Федерации. Данный проект как практика работы с тяжело болеющими детьми в 2011 году получил высокую оценку и на Международном Глобальном Саммите Cure4Kids.

У кафедры также сложились тесные контакты с неправительственными организациями, такими как Союз женщин Республики Коми, Республиканским советом ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Обществом инвалидов, с Общественной Палатой Республики Коми, Общественной приемной Главы Республики Коми, Еврейской национальной автономией и другими. С большинством из них имеются договоры о сотрудничестве. Преподаватели кафедры являются членами Общественного совета при Агентстве Республики Коми по социальному развитию и входят в состав экспертной комиссии по кадровому резерву в системе социальной защиты населения.

Помимо образовательной и общественной все преподаватели кафедры активно занимаются научной деятельностью. Ежегодно силами преподавателей готовятся монографии, учебные пособия, научные статьи.