1 июня 2021

Проект «Я рисую этот мир» — новый формат инновационно-внедренческой деятельности

С марта 2019 года в Сыктывкаре под руководством преподавателя, аспиранта Института художественного образования и культурологии Российской академии образования Натальи Бутрим реализуется Межведомственный проект «Я рисую этот мир». Он направлен на развитие творческих и коммуникативных способностей, снижение тревожности и агрессии воспитанников трех детских домов Сыктывкара.


Изначально проект был разработан в рамках реализации фундаментальной научно-исследовательской работы «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии» Института художественного образования и культурологии Российской академии образования. Работой занималась группа исследователей под руководством заведующей лабораторией социально-педагогических исследований Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, доктором политических наук Натальей Михальченковой.

Актуальность исследования в рамках проекта «Я рисую этот мир» была обусловлена необходимостью экспериментальной деятельности с целью апробации универсальных методик разнообразия художественных практик с в работе с несовершеннолетними, находящимися на воспитания в различных социальных, в том числе интернатных учреждениях.


Старт проекту был дан в Дни Северного культурного форума 2 марта 2019 года директором Института, доктором педагогических наук Екатериной Акишиной. Первая встреча прошла в Детском доме им. А.А. Католикова.

В проекте принимали участие 37 детей и подростов в возрасте от 10 до 14 лет, в том числе 18 человек с девиантным поведением. Инновационно – внедренческая деятельность проводилась на базе трех детских домов Сыктывкара. Поддержка проекту была оказана СГУ им. Питирима Сорокина, Общественной организацией «Союз женщин Республики Коми», Министерством образования и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

В течение двух лет «культурными волонтёрами» с воспитанниками детских домов – интернатов отрабатываются формирующие художественные навыки компетенции, выявляются и развиваются творческие способности, проводятся коммуникативные и просветительские встречи методами изобразительной деятельности.

Проект поддержала депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Савостьянова, «художественные встречи» с детьми регулярно проводили руководитель и сотрудники лаборатории социально – педагогических исследований Института.


Аспирант кафедры педагогики искусства Института, координатор проекта в Республике Коми Наталья Бутрим рассказала о «творческом» воздействии проекта:

Живое общение, гармонизация эмоциональной сферы детей, безусловное принятие, позитивное внимание, признание достоинств участников и работ, приобретение навыков художественной деятельности позволяет использовать художественные практики рисования гуашью как средство арт-терапии. Экспертами в учреждениях отмечено, чем более нетрадиционная техника рисования, тем больше снижается контроль сознания у участников, ослабевают механизмы защиты и как итог – активнее высвобождение внутреннего напряжения и свобода самовыражения. Все работы у участников проекта получаются разными. Гуашевые краски инициируют спонтанность, позволяют более открыто проявлять разнообразные эмоции. На занятиях в рамках занятий «Я рисую этот мир» нет категорий «хорошо–плохо», «правильно–неправильно», есть понимание и поддержка индивидуальности каждого участника проекта».

С февраля 2021 года проект получил развитие в Центрах временного пребывания несовершеннолетних правонарушителей по Республике Коми, в нем уже приняли участие 17 детей и подростков в возрасте от 9-17 лет. В первую очередь специалисты и психологи отмечают позитивный эмоциональный отклик, заинтересованность и активную включенность участников занятий, улучшение коммуникаций, снижение ненормативной лексики, что не всегда удается обеспечить другими методами коррекции девиантного поведения в данном учреждении.

Важной составляющей проекта «Я рисую этот мир» является его межведомственное взаимодействие и социальное партнерство, дающее дополнительную возможность создавать условия для творческого развития детей и подростков социальных и сиротских учреждений, привлечению специалистов дополнительного образования и волонтеров для расширения возможностей воспитания детей средствами изобразительной деятельности и современных художественных практик, - отметила заведующая лабораторией социально – педагогических исследований Института, научный руководитель Наталья Михальченкова.

В апреле 2021 года проект «Я рисую этот мир» стал победителем в конкурсе проектов на грант Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по направлению: «Социальная поддержка и защита прав детей и семей, воспитывающих детей, а также профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, повышение престижа материнства и отцовства, реализация мероприятий, проектов, технологий, создание служб, направленных на профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства и асоциального поведения детей и семей с детьми».

В ходе реализации проекта с июня по декабрь 2021 года планируется проведение занятий с детьми по изобразительной деятельности, снижающих агрессию, тревожность, повышающие коммуникационные навыки и социальную компетентность детей и подростков, находящихся в социально-реабилитационных центрах и двух отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних в сельских районах Республики Коми. Также панируется оснащение творческих мастерских в трех социальных учреждениях, дистанционное и очное обучение специалистов социальных учреждений в 20 муниципалитетах Республики Коми арт-технологиям в работе с детьми, которым требуется коррекция социального поведения. К реализации проекта будут привлечены партнёры Института — специалисты и волонтеры СГУ им. Питирима Сорокина.

***

Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования в 1929 году создавался как Центральный дом обслуживания детей, позднее преобразованный в Центральный дом художественного воспитания детей, ныне – организует деятельность по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, ведёт инновационные площадки, осуществляет опытно – экспериментальную деятельность.

Приоритетными направлениями исследований аспирантов и соискателей учёных степеней в диссертационном совете института являются вопросы развития и формирования целостной личности ребенка, его духовно-нравственного становления через развитие художественно-творческих способностей, эстетического воспитания, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Современные приоритеты государственной политики образования в рамках Национальных целей, задач и приоритетных проектов также определяют стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования, выделяя такие цели как: формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества; вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков, что особенно актуально в условиях сиротских и социальных учреждений для несовершеннолетних.

Координатор проекта Наталья Бутрим

Фото предоставлены автором публикации