2 сентября 2021
Главный ресурс развития – интеллектуальный

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина имеет богатый опыт, неповторимую историю, насыщенную различными событиями. Будущий год для этого вуза особенный: в феврале 2022 года здесь будут отмечать 50-летие СГУ и 90-летие старейшего вуза Республики Коми, государственного педагогического института, который вошел в состав вуза в 2013 году. Сегодня университет – современная образовательная организация, в которой обучаются более 7 тысяч студентов, работают около 350 преподавателей. За годы деятельности вуз подготовил огромное количество высококвалифицированных специалистов. Сложно представить себе организации Республики Коми, в которых бы не трудились его выпускники.  


Год 100-летнего юбилея Республики Коми наш университет отмечает серьезными достижениями в образовательной, научно-инновационной деятельности и внеучебной работе. Особое внимание мы уделяем реализации программ высшего образования, относящимся к приоритетным интересам государства в области педагогики и здравоохранения, поскольку в настоящее время являемся единственным высшим учебным заведением на территории республики, кто реализует такие программы.

Модернизация педагогического образования имеет для республики особую значимость. Университет осуществляет эту работу путем внедрения модулей, призванных обеспечить готовность выпускников к педагогической деятельности. Так, в последние годы обязательными для всех педагогических программ стали модули «Технологии педагогической деятельности», «Коммуникации», «Менеджмент» и другие. Включена в структуру основной программы апробированная в 2018 году модель подготовки вожатских кадров.

На модернизацию образовательных программ педагогической направленности в соответствии с запросами рынка труда ориентирован запуск новых образовательных программ. В частности, осуществлен набор на двупрофильные программы бакалавриата, где первый профиль предполагает подготовку будущего учителя-предметника, а второй – педагога дополнительного образования. Новые программы педагогической магистратуры нацелены на освоение обучающимися новых видов профессиональной деятельности.

В отличие от педагогического образования, медицинское направление – самое молодое в вузе. Первый выпуск студентов-медиков состоялся в 2018 году. За три года все 106 выпускников – молодых врачей – трудоустроены по специальности или продолжили обучение в ординатуре. Наши выпускники проходили аккредитацию на право ведения медицинской деятельности с эффективностью 100%. Университетом проводится активная профориентационная работа с целью привлечения на медицинские специальности успешных и мотивированных выпускников из медицинских колледжей и школ республики и других регионов России. Конкурс при поступлении составляет не менее пяти человек на место. Выстроена система работы и с профильными организациями: около 30% абитуриентов поступили в университет по целевому обучению. В 2020 году университет успешно прошел лицензирование по двум программам ординатуры: «Терапия» и «Кардиология», на очереди еще три программы.

Наряду с развитием национального проекта «Экспорт образования», в последние три года университет активно развивает обучение по специальности «Лечебное дело» на иностранном языке (первые три года обучения); сейчас в Медицинском институте учится более 130 студентов из Египта, Индии, Ирака и других стран.

Конечно, СГУ не ограничивается только этими направлениями подготовки. Востребованы наши выпускники-филологи и химики, психологи и тренеры, юристы и IT-специалисты, физики и биологи, дизайнеры и социальные работники, экономисты и менеджеры, журналисты и экологи. Сейчас мы готовим специалистов примерно по 50 направлениям подготовки (специальностям) всех уровней высшего (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура) и среднего профессионального образования. Большое внимание уделяется дополнительному профобразованию, ежегодно в стенах вуза по программам повышения квалификации и переподготовки проходят обучение более 2 тысяч человек. 

Образовательная деятельность – важнейший, но не единственный аспект нашей работы. Университет принимает активное участие в разработке стратегических документов развития региона, проведении научно-исследовательских работ, ориентированных на освоение природно-ресурсного потенциала Республики Коми, решения отраслевых задач, задач социального развития и повышения качества жизни населения. Приоритетными для региона направлениями научно-исследовательской деятельности университета являются социально-экономическое развитие Арктической и Субарктической зоны России; рациональное природопользование; биомедицинские технологии; культурно-исторический потенциал европейского Севера и другие.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), выходец из глубинки Коми, известный российский и американский социолог и культуролог, педагог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Его биография вместила в себя все драматические события первой половины 20-го века. Один из самых выдающихся социологов мира, пережил политические репрессии, две революции, гражданскую войну и изгнание из страны.

Как ученый написал десятки книг и сотни статей, впоследствии переведенных на 48 языков. Его теории, раскрывающие проблемы и противоречия человеческого общества, остаются актуальными и в наши дни. 22 августа 2014 года перед входом в Сыктывкарский государственный университет был установлен памятник Питириму Сорокину, а с 2015 года вуз носит имя знаменитого земляка-социолога.

Подготовил Юрий Корниенко

Материал с сайта Регионы России