28 сентября 2021

«Я рисую этот мир»: проект развития для всех участников

Проект «Я рисую этот мир» реализуется с 2019 года на территории Республики Коми как направление федерального проекта исполняемого Институтом художественного образования и культурологии Российской академии образования («ИХОиК РАО») в рамках государственного задания «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии». Основные научные результаты разработки и апробации основных моделей и практик коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии развились в добровольческую и общественно-профессиональную деятельность, поддержанную грантом Министерства занятости и социальной защиты Республики Коми. Новыми направлениями проекта в дополнение к художественным практикам рисования гуашью, являются танцетерапия и игротерапия. В сентябре 2021 года в рамках гранта были оснащены три творческие мастерские в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и прошли первые занятия по изо - и танцетерапии для детей и подростков.

В 2021 году специалистами лаборатории социально-педагогических исследований Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, преподавателями и студентами СГУ им. Питирима Сорокина в рамках педагогического эксперимента и добровольческих практик проводятся занятий с детьми по изобразительной деятельности и танцевальной терапии, снижающих агрессию, тревожность, повышающие коммуникационные навыки и социальную компетентность детей и подростков, находящихся в социально-реабилитационных центрах и отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних на территории Республики Коми. Отдельную грантовую поддержку получило направление оснащения творческих мастерских в трех социальных учреждениях, организация дистанционного и очного обучения специалистов социальных учреждений арт и танцевальным технологиям в работе с детьми, которым требуется коррекция социального поведения, а также формирование игрового пространства в социальных учреждениях.


Ранее основные результаты апробации и внедрения проходили в 2019-2021 годах на базе трех детских домов Сыктывкара и показали свою результативность. Освоение и использование полученных технологий специалистами социальных учреждений в Республике Коми, работающих с семьями, детьми и подростками позволит в мягкой форме воздействовать на поведения детей и подростков с целью формирования у участников навыков поведенческой саморегуляции и социальной компетентности.

Научный руководитель лаборатории социально-педагогических исследований ИХОиК РАО, куратор проекта «Я рисую этот мир» Наталья Михальченкова отмечает высокую значимость реализации практикоориентированных проектов и направлений фундаментального научного проекта. Пилотными стали социальные учреждения на территории Республики Коми. Реализация мультипликативного проекта «Я рисую этот мир» на условиях социального партнерства СО НКО, при методической поддержке специалистов лаборатории социально-педагогических исследований ИХОиК РАО, заинтересованных министерств и ведомств, добровольческих объединений – это доступный механизм внедрения в воспитательный процесс социальных учреждений художественных методик и практик, игро- и танцетерапии.

Руководитель проекта — аспирант ИХОиКРАО Наталья Бутрим отмечает, что проект получил грант благодаря своей научной основе, актуальности и новым востребованным подходам в коррекции и профилактике девиантного поведения детей и подростков, ранее широко не использовавшимся в социальных учреждениях.


Отметим, что Ученый совет Института художественного образования и культурологи Российской академии образования с 2019 года внимательно исследует данное научное направление, востребованное в практической деятельности. Так, оцениваются условия и культурно развивающая среда в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних, представляющая особенность психолого-педагогического и учебно-методического содержания. Отдельным объектом внимания является контингент воспитанников и личность ребенка, попадающего в эти социальные учреждения в случае лишения родителей родительских прав, сиротства, трудной семейной ситуации и находятся в них от одного месяца до полугода. Адаптация к новым условиям в состоянии психологического стресса без семейных контактов является сложным жизненным периодом для детей любого возраста. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной фрустрации, сенсорно-моторными расстройствами, расстройством сенсорной модуляции, сильным чувством вины и обиды, высоким уровнем тревоги и страхов. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно проводить коррекцию поведения. Поэтому гармонизация эмоциональной сферы ребенка можно методами изобразительной и танцевальной, игровой деятельности, успешно зарекомендовавшими себя на доказательном мировом опыте и в деятельности отдельных учреждений российской Федерации требует научно – методической поддержки и тиражирования.


Предложенные проектом методы изо- и танцевальной терапии благотворно влияют на адаптацию детей к условиям социально-реабилитационных центров, помогают выстроить необходимые социальные коммуникации «ребенок-педагог», «ребенок-ребенок».

Методическое развитие получает и деятельность по реализации художественных практик, к примеру, практики рисования гуашью в таких условиях должны проходить только в микрогруппах до шести человек в удобное для этих занятий время, длительностью не более часа, так как дети в состоянии сильного психологического напряжения быстро переутомляются и занятия становятся малоэффективными. Рисование является безопасным способом разрядки напряжения, оно позволяет вернуть ребенка в атмосферу раннего детского периода, где его окружало безусловное принятие, позитивное внимание и удовлетворялась потребность в признании. Рисуя, ребенок расслабляется, так как высвобождается психологическая энергия, которая тратилась на неэффективное напряжение. Демонстративное поведение, негативизм, замкнутость, постепенно уступают место инициативности, творчеству, радости от полученного результата рисования и взаимодействия с детьми, преподавателем и волонтерами. Необычный опыт рисования гуашью позволяет снизить контроль сознания у детей, ослабевают механизмы защиты. Занятия изобразительной деятельностью заканчиваются рефлексией, где каждый участник может сказать, что ему понравилось делать, чему он научился, у всех участников есть возможность отметить интересные моменты в каждой выполненной работе. Действия с красками, разными по форме кисточками, валиками для рисования, ватными палочками, смешивание красок, многослойность, выбор позитивной цветовой гаммы носят отвлекающий характер и действует так же благотворно на психоэмоциональное состояние участников занятий. Такая работа должна носить системный характер, давать возможность детям в свободной художественной форме выражать свои эмоции и чувства в свободной форме, в том числе при самостоятельной изобразительной деятельности. С этой целью были оснащены необходимым реквизитом для рисования творческие мастерские для детей, в том числе, в двух сельских социальных учреждениях.

Занятия по танцевально-двигательной терапии рассчитаны на группы до 15 детей, чтобы эффективность занятий была максимальной. Сами занятия состоят из различных упражнений, которые делятся на три группы: первая группа – разминка, она позволяет детям расслабиться и включиться в процесс, также подготовиться к дальнейшей физической нагрузке. Вторая группа – основные упреждения, которые направлены на диагностику внутригрупповых и индивидуальных проблем, а также их дальнейшую коррекцию. Все упражнения сопровождаются рефлексией – каждый ребенок высказывается. Третья группа – завершение, это одно или несколько упражнений, когда дети нормализуют свое физическое и эмоциональное состояние после основных упражнений, улучшают групповое взаимодействие. Танцевальные упражнения направлены на взаимодействие с собой, в паре, в группе, чередуются с танцевальными играми. В процессе занятия каждый ребенок имеет возможность общаться со всеми, тем самым давая возможность проанализировать внутригрупповое взаимодействие, определить отношение детей друг к другу либо познакомить, если дети не были знакомы или были малознакомы до занятия. Эффективное время для танцевальных занятия – 1-1,5 часа.


Танцевально-двигательная терапия позволяет в интеграции эмоционального и физического состояния личности, дает возможность снять напряжение, избавиться от усталости и помочь замкнутым, необщительным детям и подросткам становиться общительнее, познать себя, выявить способности, корректировать и улучшать психическое, умственное и физическое развитие личности.

Наибольший результат от танцевально-двигательной терапии возможен при регулярной серии занятий. Но уже на первом занятии возможно составить социальный портрет участников группы, проанализировать групповое взаимодействие, разработать план дальнейшей работы с детьми и подростками.

Занятия с детьми носят очный характер, в них с интересом принимают участие дети и специалисты социальных учреждений, также в рамках гранта будет подготовлены онлайн-семинары и методические материалы для специалистов по работе с детьми.

Проект будет реализован до конца декабря 2021 года, планируется охватить до 50 специалистов социальных учреждений, а также 100 детей и подростков социальных учреждений.

По информации Бутрим Н.А.

Фото автора