2 октября 2021

Каким должен быть учитель будущего поколения России, обсудили на круглом столе в СГУ им. Питирима Сорокина

«Образовательная среда для формирования универсальных педагогических компетенций учителя будущего поколения России» — под таким названием прошел круглый стол в СГУ им. Питирима Сорокина в рамках Образовательного Форума Республики Коми «Государство. Образование. Общество».


В работе круглого стола приняли участие директора институтов, в которых осуществляется подготовка педагогических кадров, руководители ОПОП профилей по направлению «Педагогическое образование», директора Лицея при СГУ им. Питирима Сорокина и Физико-математического лицея, учителя и члены проектной группы, которые занимаются подготовкой плана оснащения учебных кабинетов по методике обучения современными средствами обучения.


Образование за многие столетия своего существования претерпело и продолжает претерпевать качественные изменения. Особенно это заметно в последние несколько десятилетий, так как в этот период значительно ускорились процессы изменений в мире. В связи с этим, образование не может оставаться неизменным, когда все вокруг изменяется, — начала круглый стол с этих слов модератор мероприятия Ольга Уваровская.


Во время работы круглого стола обсуждались вопросы о задачах президентского проекта «Учитель будущего поколения России». Одним из направлении этого проекта – создание технопарка универсальных педагогических компетенций. Руководители лицеев отметили, что многие будущие педагоги во время педагогической практики и выпускники, которые приходят в образовательные организации, к сожалению, показывают очень низкий уровень знаний по предмету, не умеют делать презентации, налаживать взаимодействие со школьниками. Студенты проводят очень малое количество уроков и воспитательных мероприятий во время практики, что совершенно не позволяет сформировать хоть какие-то умения. Проведение практики ложится на плечи школьных учителей, у которых и так нет времени заниматься с практикантами.


Со стороны руководителей и педагогов лицеев было отмечено, что для повышения методического мастерства будущих учителей необходимо на методиках обучения изучать не только теорию, а больше времени уделять практико-ориентированной части, чтобы студенты знали и умели как работать с учениками с тем или иным учебным материалом.

Со стороны руководителей ОПОП также поступили предложения о совершенствовании педагогической практики, в частности, ее оплаты как преподавателям университета, так и учителям школ.


Кроме того, были высказаны предложения о необходимости введения психолого-педагогического компонента в программы магистратур по направлению «Образование и педагогические науки», видеозаписей лучших лекций ведущих опытных преподавателей университета, о необходимости владения современными компьютерными инструментами, как средствами, позволяющим проводить занятия более эффективно. В плане использования современных педагогических технологий и современного оборудования мнения разошлись.


Перед участниками круглого стола выступили члены проектной группы, которые занимаются подготовкой плана оснащения учебных кабинетов по методике обучения современными средствами обучения: Андрей Майбуров и Илья Баженов.


Одним из решений возникших проблем, по мнению модератора круглого стола, было бы создание технопарка универсальных педагогических технологий. Было отмечено, что в 33 вузах такие технопарки были созданы и во время круглого стола был показан опыт создания таких технопарков и кластеров, которые могут в него входить, аудитории с современным оборудованием. Все участники круглого стола сошлись в одном мнении, что самое главное — это знание предмета учителем, умение взаимодействовать с учениками.


Однако в современных условиях встает необходимость в обеспечении формирования междисциплинарного и межпредметного мышления будущего учителя, а это интеграции знаний, современных технологий, и новых средства обучения – компьютерными инструментами, которые позволят уменьшить время на подготовку занятий и более эффективное их проведение, а значит и более качественную подготовку педагогов.


По итогам круглого стола была принята резолюция. Участники пришли к выводу, что нужно усовершенствовать программу подготовки будущих педагогов, рассмотреть возможность создания технопарка универсальных педагогических компетенций, оборудовать специализированную студию для записи лекций, семинаров, практикумов, тем самым сформировать банк лучших видеолекций ведущих преподавателей университета с открытым доступом. Всего было принято девять пунктов резолюции, ознакомиться с ними можно по ссылке.

 По материалам Ольги Уваровской

Фото Марка Оникула