15 марта 2022

Активные участники СНО – соавторы статьи в журнале ВАК РФ

В февральском номере научного журнала «Мир науки, культуры, образования», включенного в новый «Перечень ведущих рецензируемых изданий ВАК РФ» по направлениям «Педагогические науки, Филологические науки» опубликована статья «Исследование специальных способностей студентов вуза при обучении математике». Авторы работы: Н. И. Попов, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, зав. кафедрой физико-математического и информационного образования СГУ им. Питирима Сорокина; Е. А. Канева, магистр 1 года обучения СГУ им. Питирима Сорокина; Э.С. Болотин, магистр 1 года обучения СГУ им. Питирима Сорокина.


Актуальность и практическая значимость представленного в статье исследования заключаются в том, что полученные результаты позволяют оценить уровни развития способностей студентов 1–2 курсов и определить, какие умения и навыки в дальнейшем необходимо усовершенствовать обучаемым для успешного усвоения университетского курса математики. Цель исследования состояла в определении уровня специальных способностей студентов, обучающихся в вузе на различных направлениях подготовки бакалавриата.

Проблеме формирования фундаментальных знаний и профессионально важных качеств выпускников университета уделяли внимание многие исследователи и, прежде всего, представленные результаты – это развитие научных идей педагогической школы Николая Попова в части разработки концептуальной модели фундаментализации университетского математического образования, формирования профиля способностей специалистов и важных профессиональных качеств математиков.

В процессе экспериментальной работы авторами исследовались способности обучаемых находить взаимосвязи и закономерности между величинами, умение студентов проводить анализ информации и выполнять вычислительные математические операции, развитие логического мышления обучаемых. Использована выборка (N = 86) студентов вуза с применением методик психодиагностики, направленных на определение уровня специальных способностей («Арифметический тест», «Числовой тест», «Три проекции»).

Тестированием было охвачено 86 студентов 1–2 курсов СГУ им. Питирима Сорокина. В исследовании приняли участие респонденты направлений подготовки «Педиатрия», «Математика и компьютерные науки», «Технология и организация туристского обслуживания», а также «Педагогическое образование» (профили: «Технология и дополнительное образование», «Математика и физика», «Математика и экономика», «Математика и информатика»).

Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что в начале периода обучения в вузе студенты СГУ им. Питирима Сорокина обладают способностями к применению математических инструментов для решения различных профессиональных задач. Тем не менее, в дальнейшем в образовательном процессе необходимо обратить внимание на относительно невысокий уровень способностей обучаемых к пространственному воображению и логическому мышлению, нахождению взаимосвязей и закономерностей между величинами.

Авторы отмечают, что было бы интересно проследить за динамикой развития специальных способностей студентов на протяжении всего периода обучения в вузе не только в рамках бакалавриата, но и полного цикла двухступенчатой системы образования.

С текстом статьи можно ознакомиться на официальном сайте журнала «Мир науки, культуры, образования» по ссылке.

И. Н. Швецова, к.э.н., доцент, куратор СНО,

обзор подготовлен по материалам статьи

***

Исследование специальных способностей студентов вуза при обучении математике // Мир науки, культуры, образования. №1 (92). 2022. С. 110-113.