7 апреля 2022

Первый ректор

Обаятельная, яркая, энергичная, доброй души человек, эрудированный, практичный руководитель, пример женственности, всегда подтянута, в форме, одета по последней моде, с легкой походкой, обладающая магией личности – умением обезоруживать оппонента, магнит, собирающий вокруг себя людей. Авторы очерков и воспоминаний не скупятся на эпитеты, чтобы рассказать, какой была первый ректор Сыктывкарского университета Валентина Витязева.



Учиться на министра

Она с детства мечтала стать горным инженером, но по нелепой случайности – в учебном заведении не успели сменить вывеску после реорганизации – поступила не в горный, а в топографический техникум Ленинграда. Лидерские, как бы сформулировали это сегодня, качества и аналитический ум позволили Валентине Протопоповой (в девичестве) закончить с отличием техникум и от его директора помимо направления в Московский институт инженерной геодезии, аэрофотосъемки и картографии и картографии получить рекомендацию «идти учиться на министра». После окончания Карело-финского университета, куда она перевелась в 1943 году, Валентина оказалась в Республике Коми, с которой будет связана вся ее жизнь. После окончания аспирантуры Института географии Академии Наук СССР она защитит диссертацию, посвященную экономическому развитию Печорского угольного бассейна, и внесет огромный вклад в развитие республики и добычу полезных ископаемых. Но как дальновидный ученый, она понимает, что развитие экономики региона невозможно без кадрового обеспечения. Это станет еще одним важным направлением ее работы.


Зачем портить жизнь симпатичной женщине?

После блестяще разработанной концепции развития высшего образования в Республике Коми сомнений в том, кому быть ректором новой кузницы кадров – университета, у партийного начальства региона не возникало. Однако сама Валентина Александровна была в нерешительности. Последний ее аргумент о том, что ректор – это помимо ученого и педагога еще и строитель, был разгромлен заявлением первого секретаря Обкома Ивана Морозова, что он лично станет прорабом большого строительства.


Однако заместитель министра по кадрам в Управлении университетов Минвуза РСФСР В.И. Усачев, где должны были согласовать кандидатуру, оказался не в восторге от идеи ввести в состав ректоров женщину:

- Зачем такой молодой и симпатичной женщине хотят испортить жизнь? Зачем это? У нас прекрасный корпус ректоров университетов, и среди них нет ни одной женщины, - с таким ответом Валентина Витязева вернулась в Коми.

В ЛГУ, куда отправили запрос на поиск ректора в штате профессоров, дали однозначный ответ: «у вас есть свой достойный кандидат». И дали характеристику. В итоге коллегия Минвуза РСФСР единогласно утвердила Валентину Витязеву в должности ректора.

На пути к университетскому городу

Особо тщательно ректор подходила к подбору кадров – писала письма в университеты с просьбой оказать помощь, сама ездила в Ленинград и другие города, беседовала и слушала советы. 300 тысяч рублей, которые выделил Совет министров РСФСР на открытие вуза, не хватило, поэтому Валентина Витязева попросила промышленные объединения региона передать имеющееся у них оборудование для обучения.

- Университет создавался на пустом месте. Не было здания и библиотеки, и, следовательно, ни одного учебника, не было преподавателей и руководства, не было ни общежития для студентов, ни квартир для преподавателей. И вообще ничего не было. У всех нас было только огромное желание сделать столицу республики городом университетским. Этого хотели большинство руководителей и жителей республики, - пишет в воспоминаниях сама Валентина Александровна.

Ленинградские шефы

Поначалу многие лекции читали профессора из ЛГУ. Их слушали и студенты, и преподаватели, чтобы потом создать собственный курс. Но общее направление и культуру лекций сыктывкарские преподаватели переняли у ленинградских шефов.

 
По воспоминаниям одного из основателей, проректора по учебной работе Бориса Брача, в СГУ была разработана целая система, чтобы сделать каждого заведующего и декана единомышленником.

- Его приглашали в ректорат для детального разговора о результатах работы и планах. Часто на встречах присутствовали приглашенные из Ленинградского университета – они не только читали лекции, но и рассказывали, как организовать работу кафедры, деканата. Это была настоящая школа, через которую проходил каждый, - рассказывает он.  

После комплексной проверки и отчета ректора министр высшего и среднего специального образования РСФСР Иван Образцов высоко отозвался о работе университета и его ректората, сказав: «он на уровне лучших, опытных университетов страны, а по некоторым позициям и превзошел их».

- Интересно наблюдать, как меняется мнение о республике с появлением университета. Стали интересоваться за рубежом: вроде бы такой отдаленный район, глубокая провинция, и вдруг создан университет. Это было непонятно многим, тем более о республике за рубежом тогда писали мало. К нам зачастили гости из многих стран – Англии, Швеции, Финляндии, Польши, Болгарии, Германии, Чехословакии. В журналах этих стран во многих журналах с этих стран публиковали статьи о нашем университете.

Профессор Майя Бурлыкина вспоминает, что Валентина Витязева стала настоящей хозяйкой университета.

- В учебных корпусах, общежитиях, профилактории, студенческих кафе, столовых, спортивных комплексах, плавательном бассейне и на биостанции царил идеальный порядок. Но не холодный формальный. Уют, тепло, обилие цветов – она к ним питала особое пристрастие. Атмосфера в университете установилась чрезвычайно творческая все работали на подъеме. Она умела заметить усилия каждого человека и оценить их. Прежде чем понять на работу нового человека, даже на должность лаборанта, она приглашала претендента в кабинет и подолгу говорила с ним о том, что такое университет и что необходимо делать для его дальнейшего процветания, - отмечает она.

 

«Студент – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь и который должен освещать дорогу идущему.

Елизавета Мелихова

Фото из архива СГУ