17 ноября 2022

В институте педагогики и психологии прошел интерактивный семинар

16 ноября 2022 года в институте педагогики и психологии с целью профессионального становления будущих педагогов дошкольного образования, внедрения инновационных образовательных технологий в практику высшего образования и в рамках XII Всероссийского Фестиваля науки в Республике Коми, посвященного 50-летию со дня образования ФГБОУ ВО СГУ им. Питирима Сорокина состоялся интерактивный семинар «Классики мировой педагогики». В рамках которого изучалось и анализировалось педагогическое наследие выдающегося классика зарубежной педагогики - Януша Корчака и советского педагога - Василия Александровича Сухомлинского.


Участниками семинара стали обучающиеся 441-ДОо группы (Педагогика и психология дошкольного образования), 421п-ДКо группы (Дошкольное образование. Коррекционная педагогика). В качестве ведущего семинара выступила Вера Николаевна Мелешева.


Ключевым на семинаре была технология «Работа с портретом», построенная на взаимодействии в системе «педагог-обучающийся», которая в то же время способствовала развитию критического мышления у студентов. Работа на семинаре строилась по схеме «Вызов» или «Пробуждение» - «Осмысление» - «Рефлексия (размышления)».

Важнейшей функцией стадии «Вызов» являлась информационная. Она побуждала студентов к работе с новой информацией, стимулировала интерес к постановке и способам реализации цели, вызову на «поверхность» имеющихся знаний по теме и обмену мнениями. Система приемов организации стадии «Вызов» включала в себя индивидуальную работу, так и сочетание парной и групповой работы. На стадии «Вызов» использовался прием «Ассоциации». В ходе приема «Ассоциации» студенты пытались ответить на вопросы: «Кто изображен на портрете?», «В какое время жил этот человек?», «Место (страна) в которой он жил?», «Чем он занимался (или знаменит)?». Студенты высказывали различные предположения.


В процессе семинара Вера Николаевна обращалась к чтению отрывков из великих книг «Как любить ребенка» Януша Корчака, «Сердце отдаю детям» Василия Сухомлинского; приводились примеры практической реализации гуманных принципов «уважения прав ребенка», «права быть самим собой», «права свободы выбора» и т.д.

 

Стадия «Осмысление» включала прием «Верные, неверные утверждения». Студентам предлагался список высказываний, которые в дальнейшем анализировались на основе полученной информации. Чтение сопровождалось пометками на полях: «галочка» - знакомая информация, «+» - новая информация. Использовался прием «Инсерт» (чтение с пометками).


На стадии «Рефлексия (размышления)» информация анализировалась, творчески перерабатывалась. Использовался такой прием, как «Синквейн», где студентам предлагалось в кратких выражениях резюмировать материал, информацию. «Синквейн» представлял собой форму свободного творчества, но по определенным правилам.Эта стадия также включала составление группового эссе, цель которого выделить ключевые слова, найти общее во взглядах, в деятельности и в целом в педагогических системах выдающихся педагогов прошлого.


Обращение к педагогическому наследию Януша Корчака и Василия Сухомлинского способствовало убеждению студентов в том, что оно не потеряло своей актуальности и сегодня в системе семейного и общественного воспитания.

Агата Головатова,

старший преподаватель кафедры дошкольного образования

Института педагогики и психологии СГУ им. Питирима Сорокина

Фото автора