22 марта 2023

Студенты Института педагогики и психологии присоединились к Всероссийской просветительской акции «Ученые – в школы»

Нет в нашей стране человека, который не любил бы сказки. Они сопровождают нас с самого детства. Кто не знает сказки про курочку Рябу, про колобка, про братца Иванушку с сестрицей Алёнушкой. В сказках передавались из поколения в поколение понятия о добре, справедливости, трудолюбии. Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.


В 2023 году исполнилось 200 лет со дня рождения основоположника русской педагогической науки К. Д. Ушинского. Не случайно 2023 год объявлен годом педагога и наставника.

В рамках Всероссийской просветительской акции «Ученые - в школы» студентка Института педагогики и психологии Юлия Бутарина (гр. 431п-НДо) 21 марта  провела для обучающихся 9 класса МАОУ «СОШ №36» лекцию «Константин Ушинский: вчера, сегодня, завтра» и 22 марта интерактивную лекцию для обучающихся 10 класса МАОУ «СОШ №38».


Юлия познакомила школьников с наследием великого педагога К.Д. Ушинского. Беседа о биографии К.Д. Ушинского, его творчестве, педагогических идеях не оставила равнодушными ребят. Они активно включались в деятельность, поработали с его произведениями, проанализировали произведения с точки зрения поучительности. Завершилось занятие интерактивным кроссвордом по загадкам К.Д. Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский за свою короткую жизнь – 47 лет – сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

К.Д. Ушинский внёс огромный вклад в развитие российской педагогики. Он всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это его стремление дало свои плоды, следующие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах Ушинского.

Несколько детских рассказов и сказок Ушинского, предназначенных для детей начального звена, которые были предложены ребятам для обсуждения.

Играющие собаки

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять, хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Интересный рассказ? Для какой он аудитории? Чему он учит? Можно ли сказать, что иногда животные оказываются умнее некоторых людей? Какие эмоции вызывает произведение?

Спор животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит:

– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.

Чему учит это произведение? Как вы думает, для какого он возраста?

 Гусь и журавль

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собой: «Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»

Подслушал гуся журавль и говорит ему: «Прямо ты, гусь, глупая птица! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо».

Жизненная ли эта ситуация? Встречаются ли такие люди? В чем главная идея произведения? Кому вы бы посоветовали познакомиться с этой сказкой? Как вы думаете, почему многие писатели в образах животных высмеивают пороки людей?

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ку-реку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Какое качество высмеивает Ушинский? В каком возрасте стоит читать этот рассказ? Какие эмоции вызывает произведение? В предыдущих рассказах и сказках мы могли смело сказать, что они несут поучительный характер, везде была определенная мораль. Поучительное ли это произведение?


Его произведения простые для чтения и восприятия, затрагивают актуальные темы, интересны и для детей, и для взрослых, а главное – они поучительные во все времена. Но Ушинский не только превосходный писатель, но и разработчик многих педагогических идей. За огромный вклад в дело развития образования имя Д.К. Ушинского осталось на века. Его именем названа в Москве библиотека, проходя мимо которой можно увидеть памятник великому писателю и педагогу. Его именем названы во многих городах улицы и скверы.

А лучших педагогов с 2004 года стали награждать медалью Ушинского.

Нынешние школьники читают и любят рассказы и сказки Ушинского. И можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать ещё много – много новых поколений, потому, что всегда у людей будет в почете труд, знание, честность.

Институт педагогики и психологии

Юлия Бутарина (431п-НДо)