27 июня 2016

Шекспир, уплетающий поп-корн

В театре-студии «БЭТ» состоялась премьера «Сна в летнюю ночь» Уильяма Шекспира

Режиссёр: Сергей Шестаков
Театр-студия «Большая Энциклопедия Театра» при ЮБРК

 

Режиссёр, прославившийся постановками по комиксам, неожиданно обратился к великому английскому драматургу эпохи Ренессанса. Выбор Сергея Шестакова и ребят из «Большой Энциклопедии Театра» пал на «Сон в летнюю ночь» — весёлую комедию о праве на суверенные чувства.

Комедия, к слову, считается наиболее сложной по композиции и стилистике среди прочих, написанных драматургом в последнем десятилетии XVI века.
Мне нередко приходится наблюдать, что любительские и молодёжные театры с гораздо большей смелостью и частотой обращаются к пьесам Шекспира, чем профессиональные. Неудивительно, ведь как легко комедии подкупают узнаваемым острословием, а трагедии — сверчувственной патетикой! При этом непрофессиональные театральные коллективы редко подвергают материал Шекспира актуальному осмыслению, коего требует эпоха от современного спектакля. Случай театра-студии «Б.Э.Т.», к сожалению, вписывается в этот ряд.


Однако с самого начала спектакль всеми силами пытался создать прямо противоположное впечатление. Действие первой сцены разворачивается в кабинете Тезея со стационарным телефоном на столе и фотографиями на заднем плане, где хозяин кабинета здоровается за руку со Шварценеггером, Путиным и Обамой (интересно, кто из них — метафора царя Миноса?..). Сам Тезей (Игорь Седрисев) одет в тёмный деловой костюм, а Ипполита (Елена Сметанина), его возлюбленная — в красное платье современного покроя с золотым узором: подобающий царице амазонок эротизм, допустим, задан. Не отстают и афинские крестьяне в джинсах и футболках (Дудка, исполненный фактурным Артёмом Артеевым, и вовсе в тельняшной майке воздушно-десантных войск), а предприимчивый сатир Пэк (Григорий Ломакин) носит трико, разные носки и курит электронную сигарету…


Увы, на внешности героев и декорациях современное прочтение пьесы заканчивается. В свои права вступает Шекспир и его время. И то, честно говоря, всего на полшага, если не меньше.
Виной тому в числе прочих обстоятельств мизерное сценическое пространство камерного зала «Пятый угол». О масштабах драматургического гения Шекспира говорить излишне, и важно понимать, что сцена для него не должна быть маленькой. В «Пятом углу» актёры были не в состоянии существовать в полном объёме — а пьеса, сама по себе лёгкая, динамичная, воздушная, требует от артистов особенной широты в движениях, речи и даже в мыслях. В результате перед зрителем возникает сильная концентрация человеческих потенциалов, которая не находит выхода. Как следствие — зажатость актёров и тяжеловесность спектакля. Представьте себе ощущение, когда, купив плитку молочного шоколада с пузырьками, вы, раскрыв обёртку, обнаруживаете массивный кусок горького с девяностодевятипроцентным содержанием какао.


В минус также играет и работа с поэтическим текстом. У Шекспира в языковую организацию пьес входят как стихи, так и проза. Это решение имеет свою сложную семантику, один из элементов которой — различие слоёв общества. К примеру, уже в самом начале «Сна в летнюю ночь» герои — боги, цари, дворяне и духи леса говорят, словно поют, стихами. Крестьяне же — прозой.
Кроме того, устное чтение стихов требует учёта метрики, слагаемой из долгих ударных и кратких безударных слогов, а также цезур — пауз в пределах и на концах строки. В спектакле реплики и «высокие» и «низкие» воспринимаются на слух одинаково — как проза.


Из работ актёров следует отметить игру Григория Ломакина — Пэка. В ней, насколько возможно, был передан сатировский юмор роли. На фоне общей тяжеловесности спектакля Пэк выглядел маленьким просветом, через который можно было глотнуть немного воздуха.


Многие проблемы, отмеченные в рецензии на спектакль «Всё не так!», остались, так что искренне хочу пожелать ребятам дальнейшей работы.
Спектаклем «Сон в летнюю ночь» театр-студия «Б.Э.Т.» завершила творческий сезон 2015-2016 года.

Игорь ШОЛЕНКО

Фото предоставлены Юношеской библиотекой РК