2 Ноября 2016

Круглый стол «Инклюзивное образование: особенности подготовки обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Во вторник, 1 ноября, на базе Института естественных наук состоялся круглый стол «Инклюзивное образование: особенности подготовки обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата». Внедрение инклюзивного образования связано с тенденцией увеличения в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан — 27,4 процента населения.


Спикерами круглого стола были Носов Леонид Сергеевич, заведующий кафедрой информационной безопасности Института точных наук и информационных технологий; Шилов Сергей  Владимирович, доцент кафедры инженерной физики и техносферной безопасности ИТНИТ; Зыкова Екатерина Леонидовна, заведующая сектором социального обеспечения учебно-методического управления Департамента образовательной деятельности СГУ им. Питирима Сорокина; Аниськина Мария Валерьевна и Шергина Нина Николаевна, доценты кафедр экологии и биологии  Института естественных наук. Указанные выше лица проходили курсы повышения квалификации по вопросам внедрения модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки (уровень бакалавриата) в г. Кирове в Вятском государственном университете в октябре 2016 года. Они поделились своим опытом и полученными на курсах повышения квалификации знаниями в области организации инклюзивного образования для разных категорий сотрудников высшей школы: руководителей структурных подразделений, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава.


Аниськина Мария Валерьевна рассказала о государственной политике и нормативно-правовой базе для организации доступной среды и инклюзивного образования на разных уровнях (СПО и ВО). Это связано с принятием и ратификацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г, что служит показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.


Носов Леонид Сергеевич подвел итоги обучения по программе «Внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки (уровень бакалавриата)». Он высказал свои соображения по поводу организации доступной среды в СГУ им. Питирима Сорокина. Слушатели отметили, что в университете уже идут преобразования образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий, это коснулось в первую очередь материально-технического обеспечения образовательного процесса и доступности в здания университета.

Шилов Сергей  Владимирович поднял вопросы специальных образовательных условий и профориентационной работы лиц ограниченными возможностями здоровья и в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он указал на то, что профориентацию нужно начинать ещё в школе, а при поступлении в ВУЗ, абитуриентов необходимо грамотно информировать о профессиональных компетенциях, навыках и умениях, которые необходимы для выбранной ими профессии. Также важно понимать куда будут трудоустраиваться будущие выпускники с ОВЗ, потому что ВУЗ должен  содействовать трудоустройству и дальнейшему постдипломному сопровождению выпускников в течение трех лет.

Зыкова Екатерина Леонидовна рассказала о модели обучения и социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью, которую можно реализовать в Сыктывкарском государственном университете им. Питирима Сорокина. Модель предусматривает последовательные действия (шаги) по формированию доступной среды для лиц с ОВЗ и должна осуществляться на всем протяжении обучения студентов:  довузовском (абитуриент) — вузовском (студент) — послевузовском (выпускник). Екатерина Леонидовна четко обозначила всех внутренних и внешних участников этого процесса и те направления работы, которые они должны выполнять. Докладчица определила сроки реализации представленной модели обучения и представила календарный план её реализации и обозначила основные результаты.


Шергина Нина Николаевна дала рекомендации по разработке адаптированной основной профессиональной образовательной программы для студентов с ОВЗ, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Она рассказала о проблемах адаптации основных профессиональных образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей студентов. Она отметила, что  адаптированные образовательные программы формируются на основе ФГОС, куда  вводятся адаптационные компетенции и дополнения для лиц с ОВЗ, которые определяются особенностями здоровья. Она указала на принципы разработки содержания и структуры адаптированной основной профессиональной образовательной программы и порядок её разработки, на критерии персонификации адаптированной образовательной программы. Более подробно остановилась на адаптационных модулях и отметила, что в СГУ им. Питирима Сорокина они уже сформированы и утверждены приказом от 5.10.2016 года.

Дмитрий Иванович Пинаевский, ответственный в СГУ им. Питирима Сорокина за обучение студентов с ОВЗ и инвалидов, отметил, что для формирования доступной среды нужно многое сделать, это прежде всего связано со значительными финансовыми затратами и пониманием задач и роли каждого директора института, преподавателя и учебно-вспомогательного состава университета. Работа эта была инициирована уже год назад  и сделано уже много, но остается много проблем. Мало кто знает, что в нашем университете уже учится 26 студентов с ОВЗ различных нозологий. И для них необходимо создание действенной системы индивидуального социально-психологического сопровождения, обучения и профессионального становления.


Директор института естественных наук Юранёва Ирина Николаевна в заключение сказала о важности проведения таких круглых столов, потому что они помогают сформировать необходимое понимание, ответственность и готовность руководителей структурных подразделений, профессорско-преподавательского и вспомогательного состава университета к обучению и индивидуальному сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Шергина Нина Николаевна, к.б.н., доцент