13 декабря 2016
Новые глобальные тенденции в преподавании английского языка

Недавно на базе Высшей школы экономики (Москва), Мордовского Национально-Исследовательского университета им. Н.П. Огарева (г. Саранск) и ИТМО (г. Санкт-Петербург) прошла серия международных семинаров для вузов по преподаванию ESP (English for Special Purposes) - английского языка для нефилологов.

На семинары были приглашены преподаватели английского языка вузов центральной части России, Северо-Запада и Поволжья. В качестве лекторов перед ними выступали методисты из США, Англии, Дании, Италии и международные профессионалы ассоциации преподавателей английского языка TESOL.



Представитель СГУ им. Питирима Сорокина - заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации О.Г. Минина побывала на двух из них – в Саранске и Санкт-Петербурге, причем на последнем - в качестве одного из ведущих международных спикеров с темой «Leadership training in ESP» и «Critical thinking in ESP classes».



Участники семинаров проанализировали и обобщили данные о глобальных переменах в обществе и об изменившейся в связи с ними роли обучения английскому языку. Результаты будут применены для формирования политики и методики преподавания английского языка.

Тезисно результаты семинаров можно определить следующим образом.

1. Происходит окончательная смена приоритетов в целях обучения иностранному языку в вузе: общеразговорный английский во всем мире сильно помолодел и стал необходимым и само собой разумеющимся навыком, приобретаемым детьми в общеобразовательной школе. В вузе же акцент делается на профессиональном английском и только на нем, поскольку восполнять проблемы школьного образования никто из современных и быстро развивающихся вузов уже не берется.

2. Программы обучения профессиональному английскому во всем мире строятся как утилитарно направленные: студент должен эффективно решать свои будущие реальные профессиональные задачи на английском языке. Другие задачи (например, учить «в никуда»), если вуз хочет развиваться, просто нельзя ставить.

3. В связи с данной тенденцией было отмечено, что программы профессиональной подготовки кадров уже очень хорошо обеспечены учебниками (в частности профессиональной серией издательства» Кембридж»), онлайн-материалами и тематическими сериями. И большинство современных вузов выбирает именно их, ориентируя студентов на системы международного тестирования, а не внутренние экзамены.

4. В то же время, в методике преподавания ESP была отмечена исключительная важность и значимость подготовки студентов в рамках всех направлений как конкурентных профессионалов, готовых справиться с решением нестандартных задач. И здесь особо перспективным представляется разработка универсальных модулей на английском языке, таких как: лидерство, основы ораторского мастерства, критичное мышление, командная работа, эмоциональный интеллект, мульти-интеллект, управление стрессом, управление талантом и т.д.

5. Была отмечена также исключительная важность совместного построения программы коллективом преподавателей: предметников и иностранного языка, поскольку такой подход позволяет ориентировать курс английского языка на решение конкретных профессиональных задач.



Семинары показали, что ряд вузов уже давно идут по пути модернизации преподавания английского языка и в полной мере пользуются результатами своих интеллектуальных инвестиций. Так, ИТМО вышел на 3 место по России, в том числе и за счет реорганизации и усиления подготовки по английскому языку. Студенты ИТМО регулярно занимают места на международных олимпиадах и научных конкурсах, в вузе учится большое количество иностранных студентов, а преподаватели без особого труда публикуются на иностранном языке.

Курский медицинский университет несколько лет назад перевел преподавание специальных дисциплин на английский язык и теперь принимает у себя студентов из Индии, Ирака, Ирана и многих других стран. Мордовский Национально-Исследовательский университет им. Н.П. Огарева, пошел по тому же пути, запустив преподавание на медицинском факультете на английском языке, и тоже не испытывает нехватки в зарубежных студентах. Саранские коллеги в рамках проектных междисциплинарных групп давно и успешно работают по международным грантам, приглашают иностранных лекторов, регулярно публикуются в Scopus и Web of Science. Секрет успеха прост и одновременно сложен: командная работа на результат, хорошая логистика всех подразделений этих университетов и высокие позиции английского языка.

Заведующий кафедрой лингвистики
и межкультурной коммуникации, к.ф.н. Минина О.Г.