22 марта 2017
Медиаобразование поможет школьникам отличить правду от фейка

Медиаобразование должно стать одним из важнейших инструментов, который поможет школьникам научиться работать с источниками новостей, оценивать их качество и достоверность, считают участники Международного форума «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению», прошедшего на днях в Москве.



В форуме приняли участие более 200 руководителей и представителей педагогических вузов России и стран СНГ, российских и международных экспертов в области медиаобразования, медийной и информационной грамотности. Организаторами ММФ выступили Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Евразийская ассоциации педагогических университетов, Ассоциация развития педагогических университетов и институтов, Ассоциация специалистов медиаобразования при поддержке Министерства образования и науки РФ.



Одним из ключевых инструментов решения этой проблемы может стать медиаобразование, в арсенале которого – система знаний и навыков по работе с источниками новостей, оценка их качества и достоверности, умение защититься от массового распространения недобросовестных и опасных сообщений, — заявила министр образования РФ Ольга Васильева в приветственном слове к участникам форума.

По данным статистики, 44% детей в Российской Федерации проводят в сети практически круглые сутки, еще 30% имеют симптомы компьютерной зависимости, сообщил ректор МПГУ Алексей Лубков.



Он также отметил, что российскими медиапедагогами-практиками накоплен богатый опыт работы со школьниками: издание ученических газет и журналов, создание кино-, фото- и видеоматериалов, документальных и анимационных фильмов и многое другое, хотя пока эта работа ведется в школьных студиях и редакциях бессистемно.

Именно развитие информационной грамотности у молодежи поможет человечеству «побороть такие явления как бедность, социальную несправедливость и терроризм», заявил в своем выступлении директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тао Чжань.



Работа с российской молодежью в сфере медиаобразования сегодня начинается только в вузах, отметила начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина.

Комментируя повестку федерального форума, директор Института педагогики и психологии СГУ им. Питирима Сорокина Павел Васильев подчеркнул, что будущие учителя должны свободно ориентироваться в медиапространстве, поскольку в электронном окружении школьники проводят значительное количество своего свободного времени, а для некоторых из них электронная среда является средством социальной адаптации.



- Обучить будущих педагогов правильно работать с информацией - наша обязанность. Они должны уметь собирать, фильтровать, классифицировать ее по заданным признакам, преобразовывать из одной формы в другую, излагать в соответствии с заданными параметрами. Для умения правильно ориентироваться в информационном пространстве, необходимо развитие критического мышления, причем это не только и не столько критическое восприятие информации, а ее тщательный и многосторонний анализ. Итогом этой работы должно стать четкое понимание концепции медиатекста и формирование собственного видения проблемы, - отметил он.

Начальник Управления по связям с общественностью СГУ им. Питирима Сорокина Екатерина Грибова напомнила, что университет располагает отличной базой для отработки навыков ориентирования в информационном пространстве, которой является медиацентр Verbum.



- Медиаграмотность необходима сегодня каждому человеку, не зависимо от того, учится ли он в школе, преподает в университете или работает в коммерческой организации. Умению ориентироваться в информационных потоках нужно учиться. К сожалению, сегодня медиасреда часто дезинформирует и вводит в заблуждение. Все чаще мы слышим о так называемых fake news, разоблачить которые не сразу могут и профессиональные журналисты. В университете работает свой медиацентр, он открыт для всех студентов, здесь они могут изнутри увидеть, как делаются новости и создается информационное пространство и даже сами принять участие в подготовке этих новостей. А тот, кто знает, как это работает, сможет передать свои знания детям, сумеет ответить на вопросы подрастающего поколения, в том числе, и на самые актуальные темы, - пояснила Екатерина Грибова.

Медиацентр Verbum
по материалам МИА «Россия сегодня»