21 апреля 2017
Завкафедрой общей и специальной педагогики СГУ: «Мы идем в правильном направлении!»

Бойцы педотрядов и преподаватели кафедры общей и специальной педагогики СГУ им. Питирима Сорокина вернулись с Всероссийского форума педагогических вузов по технологиям подготовки вожатых. Форум проходил с 18 по 20 апреля в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова.



В работе форума приняли участие около 200 человек - представители 33 регионов Российской Федерации. СГУ им. Питирима Сорокина и Республику Коми на форуме представили преподаватели Института педагогики и психологии Светлана Сажина Светлана Рачина, а также бойцы педагогических отрядов СГУ им. Питирима Сорокина Таисия Рочева, Мария Яковлева и Ксения Холопова.

Глобальные цели форума - объединение педагогического сообщества вузов для подготовки вожатых к работе в учреждениях детского отдыха и оздоровления, повышение уровня компетентности специалистов, осуществляющих организацию отдыха и оздоровления детей.

- Для будущего учителя нет лучшего шанса убедиться в том, что педагог – твоё призвание, чем работа вожатым в лагере. Сегодня перед нами стоит задача создать систему подготовки вожатских кадров. А для педагогического вуза создать систему подготовки вожатских кадров для всех лагерей своего региона – задача очевидная и естественная, - отметила ректор УлГПУ Тамара Девяткина на церемонии открытия форума.


На пленарном заседании, панельных дискуссиях и секциях говорилось об основных тенденциях и перспективах отбора, подготовки, обучения педагогического персонала для детских лагерей. Обсудили вопросы мотивации студентов-вожатых при прохождении лагерных практик, необходимости соблюдения единых требований в составлении программ по подготовке вожатых для учреждений детского отдыха и оздоровления. Отдельное внимание было уделено проекту профессионального стандарта вожатого и существующим моделям проведения аттестации вожатых; современным технологиям, повышающим эффективность и оптимизацию процесса подготовки вожатых. Говорилось и о перспективах развития Российского движения школьников, а также, каким должен быть вожатый этого движения.


Чем обусловлена актуальность проведения форума? Напомним, что вплоть до 1989 года учебные программы предусматривали обязательную вожатскую практику будущих учителей. Одно дело студент провел серию уроков в школе, и совсем другое, когда на месяц он становится самым значимым человеком для детей. Вот где был настоящий тест на профпригодность. В девяностые годы во многих вузах России эта традиция прервалась, так как право решать, нужна ли летняя практика, предоставили педагогическим университетам. Затем, при принятии ФГОС педагогического и психолого-педагогического образования третьего поколения, эту практику постарались централизованно восстановить. Несколько лет назад требование о проведении вожатской практики студентов педагогических университетов в качестве обязательной, незаметно исчезло из текста ФГОСов. Если раньше костяк вожатых составляли будущие педагоги, теперь же нередко это делают те, кого обучили профессии вожатого за две-три недели на краткосрочных курсах. Системность в этой работе утрачена, подготовка вожатых в значительной мере пущена на самотек. Ей занимаются частные курсы или школы, поскольку во многих университетах это никому теперь не интересно.

На площадке «Инновации в подготовке вожатых» преподаватель Института педагогики и психологии СГУ Светлана Рачина представила опыт работы нашего вуза, который был наработан еще в Коми пединституте, а затем и в объединенном СГУ им. Питирима Сорокина. В образовательный процесс бакалавриата включен специальный теоретический курс, продолжением которого является обязательная производственная практика в летних оздоровительных лагерях. Преподаватели кафедры общей и специальной педагогики ИПиП учат, как спланировать смену, провести коллективное творческое дело, развить у ребят лидерские, коммуникативные компетенции, социальный и эмоциональный интеллект. Так как подготовка вожатских кадров в Республике Коми никогда не прерывалась, это экспертным сообществом было оценено положительно.



На площадке «Квалификационные требования, стандарт вожатого» завкафедрой общей и специальной педагогики Светлана Сажина презентовала проект по подготовке вожатых в рамках профессионального обучения. Кроме того, представленные ею интегрированный подход к содержанию различных дисциплин учебного плана при подготовке вожатых в рамках направления подготовки Педагогическое образование и опыт взаимодействия с работодателями в Республике Коми были также отмечены экспертами.


- Эксперты площадок подчеркнули, что данный вид обучения является единственно правильным и соответствующим законодательной базе Российской Федерации, именно на него будет сделана ставка в следующем учебном году. Это значит, что мы идем в правильном направлении, - заключила Светлана Сажина.

При обсуждении программы подготовки вожатых, реализуемой в рамках проекта МПГУ «Всероссийская школа вожатых», были внесены предложения о расширении возможностей дистанционного обучения вожатых и разработке мобильного приложении для вожатых. МГПУ совместно с Агентством социальных технологий и коммуникаций (АСТИК) планирует разработать единый интернет-портал, где будут собраны методические рекомендации для вожатых. Кроме того, в этом году АСТИК проведет целевой мониторинг мнения родителей России, чтобы определить вектор подготовки вожатых.

Студенческие лидеры посетили лекцию «Опыт построения эффективной командной работы в педагогическом отряде», работала площадка «Игротехника как метод передачи знаний, умений и навыков детям», квест «Мы приехали в лагерь», мастер-класс «Креативное мышление вожатых».


- На мастер-классе «Игротехника как метод передачи знаний, умений, навыков» нас учили писать, придумывать игры, точнее не учили, а дали направление, с чего начинать, каких авторов, учёных изучить в начале. Оказывается, игра - это очень сложная система. С нами поделился своим опытом сотрудник ВДЦ «Океан», из его мастер-классов мы узнали много полезного, связанного с играми, а именно как сделать так, чтобы игры заинтересовали детей, - рассказала Таисия Рочева.

Эксперты делились со студентами опытом проведения смен на примере ВДЦ «Смена» в Анапе, одна которых была полностью посвящена русским играм, Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный», г. Санкт-Петербург.

- Все дни форума прошли продуктивно. Очень информативным был образовательный блок. Всю эту информацию мы увезли в республику, где постараемся применить. Кроме того, на форуме мы познакомились с вожатыми со всей России, продолжим с ними общение и обмен опытом. Нас переполняют эмоции и впечатления!- поделилась своими впечатлениями Ксения Холопова.

Светлана Рачина,
доцент кафедры общей и специальной педагогики
Фото пресс-службы УлГПУ