18 июля 2017

Наталья Кораблева о рабочих буднях и перспективах развития Медицинского института
(часть 1)

В 2018 году Медицинский институт СГУ им. Питирима Сорокина выпустит первых врачей-терапевтов, которые лишь отчасти закроют острую потребность региона в медперсонале первичного звена. Однако на будущий год у института большие планы: уже собраны комплекты документов для открытия клинической кафедры педиатрии и одноименного направления подготовки. В случае успешного прохождения экспертизы документов и получения лицензии на ведение образовательной деятельности будущих детских врачей институт наберет уже в 2018 году. О принципах  подготовки педиатров и терапевтов, сотрудничестве с Коми Республиканской детской клинической больницей, которая ходатайствовала об открытии нового направления, выпускных испытаниях для молодых медиков и подготовке к ним в интервью Verbum рассказала директор Медицинского института, кандидат медицинских наук Наталья Кораблева.



Расскажите, пожалуйста, о предыстории создания кафедры и открытия направления «педиатрия».
- Подготовка к созданию кафедры началась давно, а ее открытию в Медицинском институте СГУ им. Питирима Сорокина способствовали несколько важных факторов. Во-первых, преемственность в работе:  кафедра акушерства и гинекологии с курсом педиатрии в Коми филиале Кировской государственной медакадемии появилась в 2005 году. Первым заведующим кафедрой был доктор медицинских наук Михаил Мурашко (в настоящее время  он возглавляет Росздравнадзор России). Во-вторых, благодаря тому, что часть работы кафедры велась на базе Коми Республиканской детской больницы, в 2016 году это медучреждение получило новый статус –  статус клинической больницы. И здесь снова – преемственность, так как полученный статус нужно сохранять. И третий момент – открытие нового направления подготовки. Это то, к чему мы еще в филиале шли не один год. Сейчас собран пакет необходимых документов, разработан учебный план. На завершающей стадии находится подписание договоров с дополнительными медицинскими организациями – детскими поликлиниками Сыктывкара, в которых тоже будет идти учебный процесс. Если документы пройдут экспертизу и мы получим лицензию, то первый набор на направление подготовки «Педиатрия» мы сделаем уже в 2018 году.



Педиатрия будет отдельным направлением подготовки, то есть еще на этапе подачи документов абитуриент должен будет решить, кого он хочет лечить - детей или взрослых?

 - Да, после окончания Медицинского института выпускнику может быть присвоена только одна квалификация. Сейчас медицинский институт осуществляет подготовку по специальности «Лечебное дело», то есть наши нынешние студенты станут врачами-терапевтами, им будет присвоена квалификация «Врач-лечебник» или «Врач-терапевт участковый». С открытием нового направления подготовки мы начнем готовить участковых врачей-педиатров. После шести лет обучения и успешного прохождения аккредитации педиатр будет иметь право работать в первичном, амбулаторном звене – то есть участковым детским врачом. Чтобы работать в стационаре, нужно пройти ординатуру по специальности «Педиатрия», получить еще один уровень высшего образования. Мы очень настроены на дальнейшее развитие и открытие ординатуры по специальности «Педиатрия». Для этого на профильной кафедре должен быть как минимум один доктор медицинских наук по специальности.

 

Кафедра педиатрии будет клинической. Поясните, что это значит? Как проходит обучение на такой кафедре?

- Клиническая кафедра – это специфика медицинского вуза. Это значит, что на  кафедре преподаются дисциплины клинического профиля, то есть дисциплины тех или иных врачебных специальностей, а подготовка студентов проводится только на базе медицинских организаций. Любая клиническая кафедра базируется в какой-либо медицинской организации. Занятия там также строятся по-особому: студент ходит на учебу не в институт, а в клинику. На первом занятии в учебной комнате клиники обычно проводится вводное тестирование – входящий контроль знаний, затем дается теоретический разбор темы, после чего обучающийся обязательно идет к постели больного. Именно поэтому клиническая группа студентов не превышает 10 человек. В непосредственном контакте с больным студенты получают практические навыки лечения  той патологии, теорию которой только что изучили: они просматривают анамнез, узнают жалобы, выявляют симптомы. Затем студенты совместно с преподавателем работают над решением клинических задач по данной патологии и её дифференциальному диагнозу. Обычно в вузах студенты пишут курсовые работы, а по клиническим дисциплинам каждый студент-медик пишет академическую  историю болезни. Занятия на клинических кафедрах строятся по цикловому принципу (как правило, в течение 7-14 дней). Студент получает пациента на курацию (прим. авт. - лечение) и в течение цикла ежедневно осматривает больного, и как итог – пишет учебную историю болезни. Она проверяется и защищается перед преподавателем.

 
То есть, клиническая кафедра дает максимальную практико-ориентированность?
- По сути, практико-ориентированность – это основной принцип медицинского образования. Но это, кстати, свойственно только российским вузам. За рубежом система медицинского образования выглядит совсем иначе, параллели проводить сложно. Однако главное отличие отечественного медицинского образования в том, что студент сразу находится в контакте с пациентом. В Америке или Европе студент на додипломном уровне не видит больного. Он учится на симуляционном оборудовании и встречается с пациентом только на этапе резидентуры - это очень условно соотносимо с нашей ординатурой.

 И это исторически так сложилось?

- Да. А отечественная система медицинского образования отличается практико-ориентированностью, начиная с 1 курса медицинского вуза. Это требование федерального образовательного стандарта: полгода отучился – вышел на учебную практику, в конце первого курса – еще одна практика – производственная. И производственная практика в клинике на каждом курсе. Последовательно студент знакомится и погружается в работу младшего, среднего медицинского персонала, а затем врача. Клинические дисциплины начинаются не сразу, но практика, клиника – с первого курса. Это практико-ориентированные стандарты.

 
Кто будет преподавать на кафедре педиатрии?

- Помимо собственно дисциплины «Педиатрия» на кафедре будут дисциплины «Акушерство и гинекология» и «Инфекционные болезни». Штатных преподавателей на кафедре будет всего двое – я и кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог первой квалификационной категории Анна Козловская, она работает в должности доцента. По внешнему совместительству мы привлечем самые лучшие кадры, среди которых три заслуженных врача РФ, три главных внештатных специалиста регионального Минздрава: заместитель главврача Республиканской инфекционной больницы, главный внештатный специалист Минздрава РК по детским инфекционным заболеваниям Татьяна Безуглая, главный внештатный неонатолог Минздрава РК, врач-неонатолог Андрей Кораблев, главный врач Республиканской инфекционной больницы, главный внештатный инфекционист Минздрава РК Владимир Катков. Кроме того, в числе преподавателей будет кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог, сотрудник отделения гинекологии Коми республиканской больницы Александр Патрушев и врач-педиатр первой квалификационной категории, заведующий отделением Сыктывкарской детской поликлиники №2 Владимир Лебедев. Ассистентом кафедры будет врач-инфекционист КРБ Дмитрий Киршин, заведующий отделением острых кишечных инфекций Республиканской инфекционной больницы. Все сотрудники кафедры – практикующие доктора – будут преподавать дисциплины (или их разделы), полностью соответствующие их профилю подготовки и специализации.

Как будет вестись работа с детскими поликлиниками?

- Поскольку квалификация наших будущих выпускников значится как «Врач-педиатр участковый», стандарт образования на 70-75 процентов ориентирован на поликлиническую педиатрию. Обучение студентов будет проходить аналогично клинике: сначала – теория, а затем – работа непосредственно в кабинетах участковых врачей, погружение в суть амбулаторного приема в реальном режиме времени.

 (продолжение читайте 19.07.2017)

Медиацентр VERBUM