19 июля 2017

Наталья Кораблева о рабочих буднях и перспективах развития Медицинского института
(часть 2)

В 2018 году Медицинский институт СГУ им. Питирима Сорокина выпустит первых врачей-терапевтов, которые лишь отчасти закроют острую потребность региона в медперсонале первичного звена. Однако на будущий год у института большие планы: уже собраны комплекты документов для открытия клинической кафедры педиатрии и одноименного направления подготовки. В случае успешного прохождения экспертизы документов и получения лицензии на ведение образовательной деятельности будущих детских врачей институт наберет уже в 2018 году. О принципах  подготовки педиатров и терапевтов, сотрудничестве с Коми Республиканской детской клинической больницей, которая ходатайствовала об открытии нового направления, выпускных испытаниях для молодых медиков и подготовке к ним в интервью Verbum рассказала директор Медицинского института, кандидат медицинских наук Наталья Кораблева.


Сегодня в России «приживается» новая система подготовки медицинских кадров. Какие сейчас перспективы у выпускников-медиков? 

- Новая система подготовки медицинских кадров внедряется постепенно. Школьник поступает в вуз на программу специалитета, учится 6 лет (только очно), получая образование по направлениям (например, в укрупненной группе специальностей «Клиническая медицина»): лечебное дело, стоматология, педиатрия, фармация. После освоения программы по специальности «Лечебное дело» он может работать участковым терапевтом, либо поступить на следующий уровень высшего образования – в ординатуру или аспирантуру. То есть специалитет – это первый уровень, второй – ординатура. Ранее студенты на этапе постдипломного образования обучались в интернатуре (в течение одного года), либо в ординатуре (в течение двух лет). Теперь интернатуры не существует – последние интерны выпускаются в этом учебном году. Есть еще один вариант продолжения обучения – аспирантура. Она заменяет ординатуру, но требует защиты кандидатской диссертации. Аспирантура позволяет готовить педагогов для высшего медицинского образования. Ординатура же дает возможность получения узкой специализации. Пока вся ординатура по всем направлениям подготовки длится два года, но после того, как будут приняты профстандарты всех специальностей, возможно, сроки обучения пересмотрят. И, вероятно, чтобы стать нейрохирургом или кардиохирургом, придется учиться еще пять лет.



Изменилась и система аттестации выпускников-медиков. Расскажите, что ждет выпускников Медицинского института СГУ им. Питирима Сорокина?

- Как и все студенты университета, они будут готовить выпускную квалификационную работу на клинической кафедре. В конце последнего учебного года они пройдут государственную итоговую аттестацию на подтверждение освоения образовательного стандарта, после чего получат диплом. Но диплом не дает возможности приступить к практической работе по специальности. Чтобы получить допуск к работе, нужна первичная аккредитация. Как и государственная итоговая аттестация, она состоит из трех этапов: первый – онлайн-тестирование по единой базе вопросов. На 60 заданий дается 60 минут - времени вполне достаточно, так как студенты имеют возможность в течение  года готовиться (на репетиционном тестировании по единой базе данных, включающей четыре тысячи вопросов). Второй этап – так называемый ОСКЭ – объективизированный структурированный клинический экзамен – проводится на базе университетского симуляционного центра. Экзамен включает пять станций, на каждую прописан паспорт, чек-лист выполнения заданий студентом. К примеру, на станции сердечно-легочной реанимации студент должен четко показать первичные навыки реанимации. Все его действия будут фиксироваться на видео и аудио. Третий этап – решение клинических задач. Аккредитацию проводит  аккредитационная комиссия министерства здравоохранения субъекта федерации (то есть в нашем случае – минздрав Коми). После того, как пройдены все три этапа, аккредитуемому выдается свидетельство о прохождении первичной аккредитации – именно оно является допуском к профессиональной деятельности.


 Каждый вуз должен иметь свой симуляционный центр?

- Обязательно: наличие симуляционного центра в вузе, выпускающем студентов-медиков прописано в нормативно-правовых актах Министерства здравоохранения РФ. Наш симуляционный центр пока не полностью соответствует всем требованиям аккредитации – его нужно технически оснащать и наполнять согласно паспортам станций. Это работа, которой мы будем активно заниматься в будущем учебном году, так как в 2018 году нам предстоит проведение первичной  аккредитации выпускников.


Насколько сегодня Республика Коми нуждается в педиатрах?

- Врач-педиатр входит в пятерку самых дефицитных специальностей. К сожалению, проблема обеспеченности медицинских учреждений республики врачами и младшим медперсоналом стоит очень остро. Дефицит пока не покрывается. Мы ждем, что выпускники этого года наполнят первичное звено, не все они имеют возможность поступить в ординатуру, так как бюджетных мест немного и большинство из них – целевые. А обучаться платно готовы не все. Мы очень надеемся, что «подтянется» первичное амбулаторное звено, но ожидаем провала в узких специалистах. Пополнения врачей-педиатров тоже ждать пока неоткуда.

Известно ли, откуда прибыли ныне работающие в наших поликлиниках педиатры? 

- В республике очень много педиатров из Кировского медицинского университета – это жители республики, которые учились по целевым направлениям. Кроме того, много тех, кто учился в Ярославле, Санкт-Петербурге, Архангельске. Есть педиатры из Ижевска. Пожалуй, это пятерка городов, которая готовит для нашего региона врачей-педиатров.



 Чего вы ожидаете от сотрудничества с Детской республиканской клинической больницей?

- Детская  республиканская клиническая больница – это первая и пока единственная медицинская организация в республике, которая получила статус «клинической». Я надеюсь, что пока. Очень хочется, чтобы эстафету подхватили и другие медицинские организации, прежде всего Коми республиканская больница. В Детской республиканской клинической больнице сегодня работает два доктора медицинских наук, шесть кандидатов медицинских наук. Это очень сильная и мощная клиническая база, оказывающая медицинскую помощь по 17 профилям. Это стационар достойного уровня в рейтинге областных детских стационаров в России. В плане реализации конструктивного взаимодействия между образовательной и медицинской организацией мы планируем продолжать практику совместных обходов с заведующим кафедрой и обучающимися, производить клинические разборы, совместные конференции, лекции и семинары для сотрудников. Кроме того, мы очень рассчитываем на совместные научные проекты и разработки.

Медиацентр Verbum