22 сентября 2017
Людмила Огородова: Создание эффективной сети вузов – один из приоритетов государственной политики в сфере высшего образования

Задачи модернизации экономики требуют существенного совершенствования системы образования, подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе и для новых отраслей. Как эти задачи решаются сегодня, в интервью «Российской газете» рассказала заместитель министра образования и науки Людмила Огородова.



- Людмила Михайловна, государственная политика в сфере высшего образования выделила ряд приоритетов. Среди них - создание эффективной сети вузов. Как она продвигается?

- С 2005 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" идет работа по сети вузов с использованием различных инструментов государственной поддержки. За это время сформированы группы университетов-лидеров (исследовательские; федеральные; вузы, реализующие программы глобальной конкурентоспособности), для решения задач социально-экономического развития субъектов России создаются опорные университеты. Правительство определило новые подходы (приоритетные проекты) для реализации приоритетов государственной политики, значимых для обеспечения последовательного развития отрасли, поскольку затрагивают содержание образования и инфраструктуры и вовлечение образовательных организаций всех субъектов РФ. Правительство также сформировало перечень приоритетных проектов, которые реализуются Минобрнауки: "Вузы как центры пространства создания инноваций", "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" и "Развитие экспортного потенциала российской системы образования".

Наряду с поддержкой ведущих университетов-лидеров, конкурирующих на глобальном рынке высшего образования, Минобрнауки России ведет работу по формированию группы крупных университетов, ориентированных на качественную подготовку востребованных на региональном рынке труда специалистов, и разработку технологий.

- В регионах планируется создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития. Каковы их задачи?

- Центры будут создаваться на базе опорных университетов, а также ведущих университетов России. Учитывая географию и специфику субъектов РФ, особую роль приобретает формирование региональных опорных университетов. Сегодня опорными признаны 33 университета, отобранные в 2015 году (11 университетов) и в 2017 году (22 университета). На государственную поддержку программ развития этих университетов Минобрнауки России уже выделило около 3 миллиардов рублей. К 2019 году планируется создать опорные университеты более чем в 50 регионах.

- Стартовал проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", расскажите о нем подробнее.

- Проект направлен на повышение качества и доступности образования в России за счет использования онлайн-курсов на всех уровнях образования. В рамках реализации проекта к 2020 году будет разработано 3,5 тысячи онлайн-курсов, по которым обучатся около 6 миллионов человек. Уже сейчас в сфере высшего образования работает платформа "Открытое образование", на которой доступны более 200 онлайн-курсов от 300 российских вузов. По итогам конкурсного отбора, проведенного министерством в 2017 году, отобраны 17 вузов-победителей, которые возьмут на себя обязательства по развитию онлайн-обучения в Российской Федерации на ближайшие два-три года. При этом на базе 10 из них будут созданы региональные центры компетенций в области онлайн-обучения. В конкурсном отборе приняли участие 102 вуза, то есть почти каждый четвертый вуз федерального подчинения. Ключевое направление приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования" - продвижение бренда российского образования на международном образовательном рынке. В рамках приоритетного проекта будет обеспечен постоянный мониторинг качества реализации образовательных программ и предоставления сервисных услуг для иностранных студентов в российских университетах; обеспечено международное признание российских образовательных программ и квалификаций, в том числе за счет их международной аккредитации и сертификации и т.д.

- Чему посвящен проект "Вузы как центры инноваций" и как он продвигается?

- Одной из целей приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций" является включение университетов в решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, способствуя созданию новых рабочих мест с высокой добавленной стоимостью.

Такие центры должны закреплять выпускников в регионах. Для достижения этих результатов необходимы дальнейшее повышение качества научных исследований и технологических разработок университетов, развитие инновационной и предпринимательской деятельности вузов, управление технологическими проектами совместно с предприятиями реального сектора экономики и институтами развития, запуск и функционирование инжиниринговых центров, обеспечивающих продвижение инновационных научных разработок, а также системное взаимодействие с научными организациями. И конечно, вовлечение студентов в этот процесс на ранней стадии, развитие студенческого технологического и социального предпринимательства.

Проект позволит к 2025 году сформировать в субъектах РФ университеты, деятельность которых будет направлена на достижение лидерства по специализированным направлениям, обусловленным особенностями экономики территорий, предпосылками развития науки и высшего образования. Он обеспечивает формирование привлекательной социальной среды и нового качества жизни в регионах, доступ к современным технологиям, развитие в регионах отраслей экономики знаний.

Реализация проекта будет способствовать выстраиванию и расширению взаимодействия университетов с производственными кластерами и высокотехнологичным бизнесом, а также активному развитию рынка социальных услуг и социального предпринимательства. В 2017 году предполагается создание не менее 40, а в 2025 году не менее 100 университетских центров. Первый этап отбора университетов по созданию центров инновационного, технологического и социального развития регионов в рамках реализации приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций" стартовал 1 сентября 2017 года и продлится по 30 сентября текущего года. В Минобрнауки России приходят письма поддержки из регионов, что свидетельствует о высоком интересе к участию.


- Проект "Повышение конкурентоспособности ведущих университетов" показывает результаты - все больше российских вузов попадают в престижные рейтинги. За счет чего?

- Предпосылкой для реализации Проекта 5-100 стал Указ президента от 7 мая 2012 года "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Целевой показатель, определенный в указе, конкретен - к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых рейтингов. Сегодня Проект 5-100 уже дает позитивные результаты. Если в 2012 году в топ-400 институциональных рейтингов, публикуемых такими рейтинговыми агентствами как QS, THE, ARWU, входили только два университета - участника проекта, то на настоящий момент таких университетов шесть (НГУ - QS 250, ТГУ - QS 323, МФТИ - QS 355 и THE 251-300, МИФИ - QS 373, ТПУ - THE 301-350, НИУ ВШЭ - QS 382 и THE 351-400). Два вуза-победителя (МФТИ и НГУ) входят в топ-300 институциональных рейтингов. С начала проекта в 4,5 раза увеличилась доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности сотрудников вузов - участников Проекта 5-100, в два раза больше иностранных студентов обучаются в них. С 2013 года университетами проекта реализовано более 2250 научно-исследовательских проектов с привлечением к руководству ведущих зарубежных и российских ученых и/или совместно с перспективными научными организациями на базе вуза, в том числе с возможностью создания структурных подразделений, в том числе научных лабораторий. Интенсивное развитие научно-исследовательской деятельности российских университетов демонстрирует рост их библиометрических показателей. К 2016 году доля публикаций вузов проекта в общем количестве российских публикаций, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus, составила уже более трети. Отмечу, что эту треть опубликовал 21 университет. В 2012 году этот показатель составлял около одной шестой. Доля высоко цитируемых публикаций университетов проекта в общем количестве высоко цитируемых российских публикаций превышает 30 процентов. Вузы-участники Проекта 5-100 реализуют совместные образовательные программы, в том числе на иностранных языках, преимущественно английском. В партнерстве с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями с 2013 года внедрено более 1050 подобных программ, с учетом программ дополнительного профессионального образования. Нашими активными партнерами здесь являются университеты Франции, Германии, Финляндии, США, КНР.

Проект 5-100 задает новый вектор развития всему российскому высшему образованию. С одной стороны, он продвигает национальную систему образования на международном рынке, формируя репутации ведущих университетов, которые впоследствии становятся ориентиром для развития всех российских вузов. С другой -участвует в развитии российских университетов в соответствии с лучшими мировыми практиками.


- Перед началом учебного года прошли традиционные августовские совещания. Какие новые идеи на них обсуждались?

- В ходе визитов в Самарскую, Нижегородскую, Новгородскую области, Республики Марий Эл и Татарстан традиционно обсудили новые задачи в связи с предстоящим учебным годом с педагогами. Проведены также совещания по приоритетному проекту "Вузы как центры пространства создания инноваций", где анонсирован отбор таких центров в субъектах Российской Федерации. Эти совещания стали открытой площадкой для дискуссий и обсуждения ключевых проблем развития высшего образования с учетом специфики развития конкретного субъекта РФ. В современных условиях повышаются требования к уровню квалификации кадров на рынке труда. Поэтому вопросы конкурентоспособности и трудоустройства молодых специалистов приобретают особую актуальность. Сейчас в российских регионах представлены университеты, которые готовят специалистов по широкому перечню специальностей. Наша общая задача - федерального министерства, региональных властей и вузов - сделать так, чтобы молодежь имела возможность не только получить качественное образование, но и трудоустроиться сразу после окончания учебы по специальности в своем регионе, получить хорошее место работы. В совещаниях приняли участие главы регионов, их заместители, представители крупного бизнеса, что задало высокий уровень обсуждения планируемых решений и обеспечило надежные основания для их реализации в ближайшем будущем. Настало время сотрудничества на всех уровнях.

Пресс-служба
по материалам официального сайта Минобрнауки России