18 октября 2017
Вожатый: педагог, психолог, артист, спортсмен и немного ребенок

17 октября прошла межинститутская итоговая конференция по летней педагогической практике. В ней участвовали все студенты СГУ им. Питирима Сорокина, обучающиеся по направлению подготовки «педагогическое образование»: те, кто уже прошел практику вожатым и те, кому это еще предстоит. Студенты нашего вуза работали в детских оздоровительных лагерях республики: «Мечта», «Гренада», «Орленок» и «Чайка», а также на летних оздоровительных площадках общеобразовательных организаций.


Лето – это пора отпусков, смелых путешествий и веселых прогулок, это время, когда воплощаются в реальность наши планы на долгожданный отдых и мечты о теплом сезоне, щедром на фрукты и овощи, свет и прохладу. Но, если ты студент, а у тебя еще и практика вожатым… Это меняет всё! Стать вожатым – это интересное ребяческое приключение в недетском возрасте. Можно быть вожатым и наставником детишек и получить кучу положительных эмоций.


- Работа вожатым в лагере, - это, прежде всего, полностью самостоятельная деятельность для студентов, являющаяся весьма интенсивной. Вожатые продолжительное время общаются с детьми (до 12 часов в сутки), отвечают за организацию их жизнедеятельности в оздоровительном лагере, создание и воспитание временного детского коллектива. Они получают за свою работу зарплату, также как и другие сотрудники лагеря и становятся полноправными членами педагогического коллектива лагеря, вступают во взаимодействие с администрацией и другими сотрудниками и определяют свою позицию в этом взаимодействии. Все это требует от них полной мобилизации профессиональных знаний, духовных и физических сил, - охарактеризовала работу студентов в качестве вожатых доцент кафедры общей и специальной педагогики Светлана Рачина.

- А еще, вожатый - это и психолог, и педагог, и артист, и спортсмен, и немного ребенок. Это, конечно, делает практику более сложной, но вместе с тем более интересной. Где еще студенты смогут увидеть реальные результаты своей работы, изучить полную логику воспитательного процесса, понять, каких знаний и умений им не хватает для работы педагогом?! Когда еще студенты смогут вернуться в мир детства, весело проводя яркие и незабываемые мероприятия, концерты, митинги, танцевальные марафоны, конкурсы и многое другое?! - поддержала коллегу по кафедре доцент Ольга Старцева.


Но, несмотря на все сложности, студенты СГУ приезжают с практики довольные, с массой впечатлений. Многие из них, пройдя практику, остались работать вожатыми на следующие смены. Поэтому, выступая со сцены и рассказывая об итогах своей работы, они подчеркнули, что лагерь – это, действительно, совершенно особенный мир, в котором можно стать авторитетом сразу для всех детей. Это особенно остро ощущалось в конце смены, когда дети не хотели расставаться. Многие дали советы будущим практикантам, что им надо учесть при прохождении практики.

«Только в загородных лагерях можно проникнуться культурой и духом детского лагеря, узнать о традициях, легендах, о кодексе чести вожатого, что такое поддержка от чистого сердца. Конечно, здорово, что практика оплачивается, и ты не только учишься, но и получаешь небольшие дополнительные к стипендии средства». «Профессия вожатого – это работа и в то же время состояние души. Без души в этом деле никак. Вожатый – это целый свет в одном человеке, который зажигает новые огни». «Ведь это единственная практика из всех, на которой мы, как будущие педагоги работаем самостоятельно, без преподавателей университета и чувствуем себя самым главным человеком в жизни 30-35 детей, кто-то 3 недели, а кто-то и 3 месяца. Именно на ней я поняла, что мое призвание – педагог. Мы запомним ее практически поминутно на всю жизнь!» - комментировали практику студенты на конференции.


- Хочу подчеркнуть, что все студенты успешно прошли практику, сделали отдых детей в лагерях незабываемым. Мы благодарны им за самостоятельность решений, ответственный подход к работе, ведь их в большей степени оцениваем ни сколько мы, сколько работодатель. И это одновременно и оценка нашего труда, нашего вклада в данного специалиста. Хочется, чтобы те, кого вдохновила данная деятельность, продолжили ее уже специалистом в педагогических отрядах на базе Сыктывкарского университета. Вожатые педотрядов успешно работают как в лагерях Республики Коми, так и в лагерях на всей территории России, и, конечно, в лагерях черноморского побережья. Мы надеемся, что эта практика станет для студентов стартом не только в профессию вожатого, но и первой важной ступенькой в профессиональной карьере педагога», - подвела итог Светлана Рачина.

Сажина Светлана Дмитриевна,
зав. кафедрой общей и специальной педагогики