19 октября 2017
В Москве обсуждают итоги реализации проекта по модернизации педагогического образования

Сегодня в Москве стартовала Всероссийская конференция по обсуждению результатов комплексного проекта по модернизации педагогического образования. О результатах комплексного проекта дискутируют в Московском государственном психолого-педагогическом университете. СГУ им. Питирима Сорокина на конференции представляют директор института педагогики и психологии Светлана Терентьева и замначальника учебного управления Елена Яковлева.

Представители Минобрнауки России, координационного совета «Образование и педагогические науки» и экспертного сообщества, а также руководители вузов, реализующих педагогические программы, обсуждают результаты комплексного проекта по модернизации педагогического образования и перспективы развития педагогического образования в России.



Ректор МГППУ Виталий Рубцов напомнил, что проект был инициирован Минобрнауки России по поручению президента страны в целях усиления практической подготовки кадров и осуществления независимой оценки квалификации. Комплексный проект был реализован в два этапа (2014-2015 гг.‒ 1 этап; 2016-2017 гг. ‒ 2 этап). Ректор назвал его масштабным: в реализации приняли участие 65 образовательных организаций высшего образования, расположенные в 51 субъекте восьми федеральных округов России. Содержание комплексного проекта было направлено на изменение содержания подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профстандарта педагога и федеральных образовательных стандартов общего образования. По итогам разработаны новые примерные основные образовательные программы и апробированы основные профессиональные образовательные программы подготовки педагогических кадров.

- До старта проекта существовало мнение, что педагогическое образование является одним из отстающих секторов высшего образования, но наш проект убедительно доказал, что это не так, ‒ отметил Виталий Рубцов, добавив, что команды вузов продемонстрировали невероятную креативность и способность к собственному профессиональному самовыражению.

По словам ректора МГППУ, список компетенций, которыми обязан владеть современный педагог, существенно возрастает, и вузы должны хорошо понимать, как готовить учителей в соответствии с профстандартом, который лежит в основе модернизации педагогического образования.

Эту мысль развил президент Ассоциации «Педагог XXI века», заслуженный учитель РФ, академик РАО, директор школы №109 Евгений Ямбург. По его словам, сегодня по закону в одном классе обучаются дети и с когнитивными потерями, и с имплантами, и инвалиды-колясочники, и дети с ДВС-синдромом (расстройство гемостаза), а значит, в профстандарт должны быть заложены, помимо педагогических компетенций, психолого-педагогические, коммуникативные и культурологические компетенции.

- Никто не отрицает необходимость предметной подготовки: грустно видеть, когда учитель истории не знает историю, но знание предмета ‒ это сегодня черный хлеб, и его уже мало, ‒ подчеркнул он, добавив, что педагогов нужно вооружать другими технологиями.

В связи с этим он вспомнил скандал в одном из регионов, где учительница заклеила канцелярским скотчем рот первокласснику, чтобы он не мешал работать на уроке.

- У ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Интеллект в норме. Выгнать из класса его нельзя, поскольку школа несет за него юридическую ответственность. Учительница заслуженная. Против нее возбуждено уголовное дело, все ее осуждают, и правильно делают. Действительно, речь идет о психологическом давлении на ребенка, ‒ рассказал он. При этом эксперт обратился с вопросом к залу: «Кто учил эту заслуженную учительницу работать с такой категорией детей?»

- Я сейчас говорю не о защите чести мундира, а о кризисе компетентности педагога, ‒ уточнил он, подчеркнув, что с учителя нельзя требовать того, чему его никто и никогда не учил.

Евгений Ямбург также подробно остановился на разработке Национальной системы учительского роста (НСУР) и проекта уровневого профессионального стандарта педагога. НСУР предполагает введение трех должностных градаций: «учитель» (окончил специализированное учебное заведение, обладает знанием своего предмета, умеет планировать урок), «старший учитель» (не просто приобрел опыт, но и овладел передовыми педагогическими технологиями, умеет работать с детьми с ОВЗ, способен сам разрабатывать учебные программы) и «ведущий учитель» (обладает всеми компетенциями старшего учителя и выступает в роли интегратора).

При этом эксперт вновь заверил всех российских педагогов, что прежние преференции отменяться не будут: «квалификации, категории, право на пенсию по выслуге лет ‒ все это остается, появляются дополнительные инструменты карьерного роста учителя».

Заместитель директора департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России Ирина Мануйлова, обращаясь к участникам Всероссийской конференции, подчеркнула, что за четыре года в России удалось создать условия для перехода на работу по модернизированным программам подготовки педагогов в соответствии с требованиями ФГОС и профстандартами педагога.

- Сложилось экспертное сообщество, сформировалась целая сеть вузов, сетевое взаимодействие которых позволяет выходить на максимальную эффективность реализации проекта, ‒ отметила она, предположив, что на следующем этапе должны появиться ресурсные центры, которые на уровне каждого федерального округа обеспечат необходимую модернизацию в системе педагогического образования.

Участники конференции рассмотрят требования к образовательным результатам педагогов в контексте введения уровневого профессионального стандарта педагога и национальной системы учительского роста (НСУР). Кроме того, в рамках конференции состоится дискуссия «Портрет современного учителя: воспитание, обучение, развитие».



Эксперты также представят опыт реализации модели непрерывного педагогического образования в вузах-участниках комплексного проекта по модернизации педагогического образования.

Директор Института педагогики и психологии Светлана Терентьева во второй день конференции поделится с коллегами опытом разработки и апробации образовательных программ в образовательных организациях на заседании Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений (УГСН) «Образование и педагогические науки».

- Сыктывкарский университет участвовал и в первом, и во втором этапах проекта модернизации педагогического образования. Участие в экспериментальной деятельности позволило нам совершенствовать подходы к проектированию и реализации образовательных программ по всем направлениям подготовки УГСН «Образование и педагогические науки», которые направлены на подготовку педагогических кадров, ориентированных на достижение новых образовательных результатов и позволяющих овладеть профессиональными компетенциями и трудовыми функциями, - рассказала Светлана Терентьева.

Завершится конференция в пятницу, 20 октября, пленарным заседанием «Итоги и перспективы развития педагогического образования в Российской Федерации», в котором запланировано участие министра образования и науки России Ольги Васильевой.

Пресс-служба
по материалам РИА Новости