3 ноября 2017
На Съезде дефектологов обсуждают подготовку специалистов, отвечающих требованиям времени

2 и 3 ноября в Москве проходит II Всероссийский съезд дефектологов, на котором перед участниками со всей России выступят более 40 спикеров. В съезде принимают участие представители органов власти, науки и практикующие дефектологи. Большое внимание уделяется развитию системы ранней помощи, взаимодействию с семьями детей с особыми потребностями, подготовке специалистов, отвечающих требованиям времени.


СГУ им. Питирима Сорокина на форуме представляют заведующий кафедрой общей и специальной педагогики Светлана Сажина, а также студентки, обучающиеся по программе «Дошкольная дефектология» Салима Исаева и Анастасия Чупрова.


Цель съезда – определение приоритетов и выработка стратегии развития системы образования, способствующей позитивной социализации и самореализации детей с ОВЗ и инвалидностью.

Выступая перед участниками съезда, заместитель министра образования и науки России Татьяна Синюгина заострила внимание на проблеме подготовки кадров и последующей работе по профессии специалистов-дефектологов.


В настоящее время в дошкольных и школьных организациях работает около 80 с половиной тысяч дефектологов, а в этом учебном году образовательным организациям требуется почти 11 тысяч дефектологов различных специальностей. При этом ежегодно мы выпускаем более 7 тысяч молодых специалистов, но из них работать в систему образования приходят только 3 тысячи, - сообщила Татьяна Синюгина, отметив, что проблема еще и в том, сколько из пришедших специалистов остается после года, двух, пяти лет работы.

Замглавы ведомства напомнила, что в России разработан проект профессионального стандарта для учителей-дефектологов.


- В настоящее время разработан проект профстандарта учителя-дефектолога, который включает в себя специальности логопед, сурдо- и тифлопедагог и олигофренопедагог, - уточнила заместитель министра.

Она также отметила, что утверждение профстандарта в данной области повлечет за собой необходимость внесения изменений в образовательные стандарты и программы подготовки будущих дефектологов.


О качестве подготовки студентов-дефектологов рассказал в своем выступлении вице-президент РАО Николай Малофеев. Он отметил, что будущим педагогам-дефектологам необходимо давать прочные знания о лучшем опыте работы и достижениях в отечественной дефектологии.


Я с гордостью могу сказать, что в России создан и экспериментально обоснован подход к ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Практически по каждой категории - выявление, предупреждение и коррекция - есть предложение и решение, - отметил Николай Малофеев.

В программе съезда - пленарное заседание и панельные дискуссии «Профессиональное развитие педагогов-дефектологов: основные векторы и приоритеты развития», «Дефектологическая наука в России: оценки, анализ, прогноз», «Союз дефектологов России: вызовы, ожидания, перспективы», а также церемония награждения участников памятными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии» и «За верность профессии».


На съезде дефектологи обсуждают широкий круг вопросов организации работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью: развитие системы ранней помощи детям; индивидуализация образования и обеспечение его непрерывности и вариативности; модернизация профобразования и повышение квалификации специалистов, работающих с такими детьми; развитие доступной образовательной среды;эффективность трудоустройства молодежи с ОВЗ, их приобщения к профессиям, востребованным на рынке труда. Также делегаты съезда дискутируют о мотивировании представителей сферы бизнеса и общественных организаций к участию в судьбе таких детей;социальной и психологической поддержка родителей; формирование толерантного отношения через образование, культуру и СМИ.

Площадками для проведения мероприятия стали московский Международный выставочный центр «Крокус Экспо», Московский государственный педагогический университет и Институт коррекционной педагогики г. Москвы.

Одними из важных проблем, поднимаемых и решаемых на съезде, были:

- совершенствование технологий дефектологического образования в условиях современного мира и разработка Концепции модернизации дефектологического образования;

- пересмотр подходов к подготовке специалистов ПМПК, специалистов для работы с некоторыми категориями детей: детьми с РАС, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, детьми раннего возраста, детьми с измененным функциональным статусом, а также подготовка к работе с такими детьми в условиях магистратуры (специалист по ранней помощи, специалист по работе с детьми с РАС, специалист по работе с детьми с ТМНР). Одна из проблем - «создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения» - указана в Концепции развития образования РФ до 2020 г.;

- повышение роли работодателя в подготовке данных специалистов: учет мнения работодателей при разработке новых образовательных программ, формировании целевых мест, участие работодателей в подготовке специалистов, взаимодействие работодателей со студентами вузов;

- несодержательность образовательного стандарта по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и необходимость его согласования с профстандартом «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» при разработке образовательной программы; ориентировка на трудовые функции профстандарта, как на ориентиры будущей деятельности специалиста;

- определение путей повышения качества подготовки педагогов-дефектологов с учетом перехода на многоуровневую систему подготовки кадров: развивать региональные модели профессионального образования специалистов по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, открытие магистерских программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», как завершающих процесс подготовки специалиста в соответствии с проектом профстандарта, а также позволяющих повысить уровень дефектологической грамотности педагогов образовательных организаций для успешной реализации инклюзивного образования, т.к., например, расширение возможностей обучения детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях» указано в Концепции развития образования РФ до 2020 г.;

- повышение роли взаимодействия в подготовке дефектологических кадров в рамках системы педагогический колледж-вуз;

- включение в штатное расписание образовательных организаций педагогов-дефектологов для работы с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования, а также увеличение количества специалистов в образовательных организациях «компенсирующего вида»;

- организация и проведение ежегодных конкурсов профмастерства для педагогов-дефектологов образовательных организаций на уровне субъектов России и включение номинации «Учитель–дефектолог» во Всероссийский конкурс «Учитель года»;

- создание учебно-методических объединений вузов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» или независимых союзов данных специалистов в субъектах.

Дефектология находится на стыке медицины и педагогики и востребована как в медицинских учреждениях и образовательных организациях, так и в учреждениях социальной защиты, что расширяет возможности трудоустройства, - подчеркнули студентки программы «Дошкольная дефектология» Салима Исаева и Анастасия Чупрова. – И, надеемся, что у нас появится возможность до окончания обучения повысить квалификацию, например, пройти переподготовку по логопедии, что позволит нам расширить возможности трудоустройства по данной специальности.

Площадками для проведения мероприятия стали московский Международный выставочный центр «Крокус Экспо», Московский государственный педагогический университет и Институт коррекционной педагогики г. Москвы.

Также студентки отметили, что в специальной педагогике имеется большое количество мало изученных проблем, что дает возможность определиться с научными исследованиями, которые, после учебы можно будет продолжить в магистратуре и аспирантуре.

Организатор Съезда – Министерство образования и науки Российской Федерации.

Пресс-служба
По материалам Минобрнауки России