5 апреля 2018
Кем быть? 25 профессий для выпускника направления «Математика и компьютерные науки»

Институт точных наук и информационных технологий СГУ им. Питирима Сорокина реализует подготовку по направлению «Математика и компьютерные науки». Получить образование можно как по программе бакалавриата, так и магистратуры.

Направление «Математика и компьютерные науки» дает подготовку в области математики по дисциплинам: алгебра, компьютерная алгебра, аналитическая геометрия, математический анализ, дифференциальные уравнения, уравнения и методы математической физики, теоретическая механика, приложения дискретной математики в компьютерных науках, математическое моделирование и др.

Студенты изучают алгоритмы и структуры данных, языки программирования, архитектуру компьютеров, операционные системы и компьютерные сети, разработку программного обеспечения, базы данных и информационно-поисковые системы, искусственный интеллект и робототехнику, компьютерную графику, взаимодействие человека и компьютера и др.
Одновременное и параллельное изучение двух важнейших начал – математики и компьютерных наук – открывают уникальные возможности получить добротное современное образование и тем самым быть востребованным и конкурентоспособным на рынке современного высококвалифицированного труда, – отмечают преподаватели Института точных наук и информационных технологий.
По программе бакалавриата в 2018 году открыт набор на 23 бюджетных места по очной форме обучения. Для поступления потребуются результаты ЕГЭ или вступительных испытаний по математике, русскому языку и физике.

Продолжить обучение можно будет по магистерской программе «Математическое и компьютерное моделирование», по очной форме обучения на которую выделено 15 бюджетных мест. Программа реализуется также по очно-заочной и заочной формам обучения.

Прием заявлений на поступление стартует 20 июня. Приемная комиссия традиционно разместится в учебном корпусе №1 (Октябрьский пр-т, 55, вход №2, фитнес-зал). Задать вопросы о поступлении можно в группе ВКонтакте «Территория абитуриентов СГУ им. Питирима Сорокина» или по телефону 8(8212)390-444.

Так кем же может работать выпускник направления «Математика и компьютерные науки»?

1. ERP-консультант (консультант по внедрению ERP-систем) – занимается внедрением и наладкой систем планирования предприятия. ERP-система (Enterprise Resource Planning) – это комплекс приложений, который позволяет автоматизировать учет и управление на предприятии, связать между собой его разные отделы.

ERP-консультант должен хорошо разбираться в информационных системах, бизнес-процессах, иметь навыки управления проектной командой, управления проектами, понимать методологию внедрения ERP-системы, иметь представления о системах Navision, Axapta, ORACLE, BAAN, Scala, Platinum, SUN System, SAP и базах данных ORACLE, MSSQL, DB2.

Консультант по внедрению ERP-систем своего рода универсальный солдат. В его арсенал помимо виртуозного владения компьютером и глубокого знания функциональности системы входят навыки публичного выступления и преподавателя, глубокое понимание отраслевой бизнес-специфики, знание английского языка, основ проектного управления и психологии, владение методами оптимизации бизнес процессов и аналитические способности.

2. Web-программист — специалист в области компьютерных технологий, а именно web-программирования. Призван воплотить в жизнь проекты web-дизайнеров, создавая функционирующий сайт. Он должен знать HTML, JAVA, JAVAScript, РНР, CGI, Perl, иметь опыт работы с такими инструментами web-разработчиков, как Dreamweaver, Flash и ColdFusion. Эти языки и программы расширяют возможности сайтов, помогают вносить разнообразие: элементы анимации, звук, интерактивные игры, онлайновые анкеты и функции Интернет-торговли. Работа web-программиста непосредственно связана с глобальной сетью Интернет. Такой специалист создает программы, способные функционировать в ее пределах. Без его участия не станет работать ни один интернет-проект. Web-программисты создают динамические страницы, пишут интерфейсы к базам данных, составляют технические задания проектов. Если, к примеру, web-сайты — дома, то web-программисты — архитекторы, которые мыслят новыми, компьютерными категориями.

3. Администратор базы данных занимается проектированием и налаживанием работы базы данных, следит за корректностью и безопасностью ее эксплуатации пользователями. Он должен обеспечить бесперебойную работу сервера и доступ пользователей к нужной информации. Администратор отвечает за защиту данных и их хранение. При сбоях в работе сервера или самой базы администратор восстанавливает утраченные данные.

Как будет меняться характер труда администратора баз данных в будущем?


В будущем развитие систем искусственного интеллекта позволит автоматически проводить регламентные работы по администрированию баз данных, ликвидировать системные сбои быстро и практически незаметно для системы и пользователя. Администраторов баз данных заменят программы и специалисты по их настройке.

4. Аналитик
– это управляющий информацией. Работа аналитика заключается в анализе разнообразных данных, как правило, цифровых, на основании которых можно делать определённые выводы. Аналитики находят применение своей профессии в научных и исследовательских учреждениях, в государственных структурах, банках, медицине, страховом бизнесе, а также в экономической сфере деятельности. Аналитик должен собирать различные цифровые данные, анализировать и впоследствии уметь правильно трактовать их. Для анализа данных приходится использовать различные способы, которые зависят от его цели.

Как будет меняться характер труда аналитика в будущем?

Интеллектуальные системы уже в настоящее время способны проводить аналитические работы в различных областях, особенно это касается стандартных и повторяющихся операций. Со временем аналитические службы будут заменяться сервисами на основе искусственного интеллекта. Объем данных и их сложность возрастает, человеку становится сложно быстро и качественно обрабатывать подобный поток информации.

На смену аналитикам придут специалисты по большим данным и искусственному интеллекту.

5. Аналитик компьютерных систем. Разработчики и аналитики компьютерных систем проводят научные исследования в области информатики и компьтерных систем, разрабатывают и совершенствуют компьютерные концепции и методы, учавствуют в практическом применении полученных знаний, а также консультируют по этим вопросам. В их обязанности входит участие в экспериментальных проверках работоспособности разрабатываемых программных средств, совершенствование программного обеспечения.

6. Блокчейн-инженер, блокчейн-разработчик. Развитие технологии блокчейн привело к появлению целого семейства блокчейн-специалистов, таких как, блокчейн-инженер, блокчейн-разработчик, блокчейн-исследователь и разработчик смарт-контрактов. Блокчейн специалисты занимаются блокчейн-разработкой, работают с криптографическими инструментами и децентрализованными сервисами, занимаются написанием смарт-контрактов.

Блокчейн-инженер и разработчик должны знать и уметь:
  • уметь писать на нативном языке без использования каких-либо фреймворков.
  • знать основы проектирования и разработки, анализа проблем и поиска решений
  • уметь сравнивать устройство топовых блокчейн-систем, алгоритмов и протоколов
  • уметь анализировать основные типы уязвимостей систем и уметь защищать систему от атак.
Сегодня по оценке рекрутеров, в среднем программист получает $15-20 в час, а программист с опытом работы с технологией блокчейн - $60-100. Блокчейн исследователи также необходимы, их количество в настоящее время очень ограничено, а спрос на таких специалистов со стороны крупных компаний и государственных органов только растет.

7. Инженер-математик
осуществляет проектную и исследовательскую деятельность в области создания математических моделей и программ управления объектами и процессами, разработки математического обеспечения вычислительной техники; формулирует задачи, связанные с управлением производством, экономическими системами, создает программное обеспечение управляющих и информационных систем.

8. Инженер по сопровождению программного обеспечения занимается процессом улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения (ПО) после передачи в эксплуатацию. Сопровождение ПО — это одна из фаз жизненного цикла программного обеспечения, следующая за фазой передачи ПО в эксплуатацию. В ходе сопровождения в программу вносятся изменения, с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, а также для добавления новой функциональности, с целью повысить удобство использования (юзабилити) и применимость ПО.

9. Интернет-маркетолог - специалист, который занимается онлайн-маркетингом и продвижением: SEO, SMM, SEM, веб-аналитикой, e-mail-маркетингом от анализа и построения стратегии до ее реализации. Интернет-маркетинг – это деятельность, направленная на улучшение сбыта товаров и услуг через Интернет. Как правило, специалист данной профессии заботится не только о продвижении продукции или услуг, но и о создании и поддержании правильной репутации своей фирмы в сети Интернет. Для этого веб-маркетолог постоянно проводит ряд мероприятий, в числе которых:
  • координация работы сайта, от создания до модернизации;
  • различные рекламные кампании и PR-акции в сети;
  • а также главнейшая обязанность всех маркетологов – сбор и анализ различной информации.
Работа интернет-маркетолога – это комплекс действий, направленных на продвижение компании в онлайн-пространстве: привлечение клиентов, вывод продукции на определенный уровень, исследование рынка, помогающее росту эффективности продаж, брендирование и создание определенного имиджа фирмы.

10. IT-консультант
- это специалист, работающий на стыке нескольких областей – IT, экономики и менеджмента. Основная его задача - понять, что могут дать информационные технологии бизнесу: разобраться в том, что необходимо автоматизировать, какой будет в результате эффект, выбрать подходящее IT-решение и реализовать его. ИТ-консультант выступает посредником между бизнесом и ИТ-специлистами. В его задачи входит анализ бизнес-процессов, их оптимизация, разработка технического задания на автоматизацию бизнес-процессов, подбор соответствующих готовых решений или участие в разработке ТЗ на уникальное ИТ-решение для конктерного бизнеса, а также внедрение и отладка информационных систем.

ИТ-консультант должен понимать что такое ядро информационной системы, уметь выбрать из него то, что необходимо для какого-то конкретного бизнеса. Затем эти отобранные элементы он настраивает под задачи и процессы бизнеса. Для настройки не требуется использовать языки и специальные средства программирования.

ИТ-консультант должен также уметь вести переговоры с заказчиком, добиваться взаимопонимания. У заказчика обычно есть самое общее представление о том, чего он хотел бы, скажем, какие операции должны выполняться быстрее. Консультант же должен понять, как он может решить проблемы заказчика. Поначалу у заказчика и исполнителя довольно смутное представление о том, что же необходимо сделать.

Требования к системе, которые обеспечат потребности заказчика, постоянно уточняются: сначала создается прототип, незаконченный вариант системы - заказчик его оценивает, говорит, чего бы еще хотел, - идет уточнение требований, затем этот цикл повторяется.

Взаимодействие заказчика и исполнителя осуществляется в течение всего проекта. И одна из основных проблем - управление требованиями к системе: изменения, которые появляются, необходимо постоянно упорядочивать, иначе они разрушат саму систему.

ИТ-консультант могут работать в консалтинговых компанийх и в IT-подразделении какой-то компании – производственной, торговой, сервисной. Вне зависимости от места работы, задачи ИТ-консультанта: донести до руководства компании информацию о том, что можно получить от IT-технологий, как их внедрить, сколько это будет стоить, какого результата имеет смысл ожидать. В случае работы консультанта внутри компании, возникают дополнительные задачи – организовать эксплуатацию установленных решений.

11. Компьютерные лингвисты
занимаются разработкой алгоритмов распознавания текста и звучащей речи, синтезом искусственной речи, созданием систем семантического перевода и самим развитием искусственного интеллекта.

Компьютерная лингвистика предполагает создание программ, связанных с анализом языковых данных и моделированием той или иной лингвистической деятельности. Одновременно это направление требует специализированного знания о структуре языка и методах исследования языкового материала. Поскольку сегодня теоретическая лингвистика очень часто опирается на компьютерные инструменты, лингвисты, сочетающие знания в области теории языка и компьютерной лингвистики, пользуются большим спросом. Кроме того, компьютерные лингвисты востребованы как в научных учреждениях, так и в коммерческих компаниях — в том числе в компаниях Яндекс, Mail.Ru, ABBYY, Авикомп и др.

Самое большое направление в компьютерной лингвистике связано с Big Data. Ведь существуют огромные корпуса текстов типа новостных лент, из которых нужно вычленять определенную информацию — например, выделять инфоповоды или затачивать RSS под вкусы определенного пользователя. Такие технологии есть уже cейчас и будет развиваться дальше, потому что вычислительные мощности стремительно растут. Лингвистический анализ текстов используется и при обеспечении безопасности в интернете, поиске необходимой информации для спецслужб.

12. Математик
занимается исследовательской деятельностью в сфере математических наук. Разрабатывает математические модели реальных процессов. С помощью компьютера изучает свойства своих моделей, сравнивает полученные теоретическим путем данные с практикой и корректирует модель. Математик – высокоинтеллектуальная профессия. Её обладатель с помощью средств вычислительной техники и программного обеспечения разрабатывает технологию решения задач по обработке информации. Определяет объем и структуру информации, схемы ее ввода и обработки, выбирает язык программирования для описания алгоритмов. Готовые программы проходят процедуру проверки. Если программа работает, он осуществляет его сопровождение и разрабатывает инструкции по его применению.

13. Менеджер интернет-проектов — человек-оркестр, который управляет огромным количеством процессов: руководит разработкой и развитием сайтов, общается с заказчиками, занимается продвижением, выстраивает коммуникацию с клиентами. Менеджеры интернет-проектов работают над разными типами интернет-продуктов. - Во-первых, это сайты и порталы: корпоративные сайты, информационные и новостные порталы, промо-сайты (посадочные страницы), образовательные проекты, корпоративные и персональные блоги. - Во-вторых, e-commerce: интернет-магазины, онлайн-сервисы, аукционы, сетевые рынки, рассылки, подписки и другие платные виртуальные услуги. - В третьих, интернет-сообщества: социальные сети, тематические сообщества, форумы. - И, наконец, наиболее быстрорастущая сфера — мобильные сайты и приложения. Сюда входят все продукты или услуги, которые соединяют с интернетом телефоны, планшеты и другие мобильные устройства.

14. Менеджер по электронному обучению.
Задача данного специалиста - организация максимально эффективного процесса электронного обучения в образовательной или коммерческой организации. Он обеспечивает слаженность работы педагогов, разработчиков электронных курсов, а также разработчиков программного обеспечения электронной среды для обучения.

Координация процессов дистанционного образования, организация наиболее эффективного взаимодействия онлайн-ресурсов и существующих образовательных институтов будут востребованы в будущем.

15. Методиста электронного обучения создает технологическую базу электронного обучения: разрабатывает методику преподавания в электронной среде, разрабатывает электронные курсы, разбирается в программном обеспечении для организации дистанционного обучения, является специалистом по педагогическому дизайну. Его задача - сделать процесс электронного обучения максимально эффективным.

16. Разработчик компьютерных игр
– это специалист, работающий в области создания компьютерных игр. Он работает в команде проекта по созданию игры вместе с режиссером, руководителем проекта, программистом, гейм-дизайнером, музыкантом, художником и тестировщиком или играет сам все эти роли, берет на себя те задачи, с которыми может справиться. Разработчик создает концепцию игры, дизайн персонажей, создает прототип игры, выбирает средства для реализации проекта.

Требования к разработчикам игр:
  • базовые навыки программирования (PHP+MySQL, Ajax, C#);
  • значительный игровой стаж;
  • умение рисовать от руки;
  • знание английского языка;
  • опыт модостроения, компьютерного моделирования;
  • знание закономерностей построения игрового процесса и игровых миров.
17. Разработчика математических и компьютерных моделей. Данный специалист разрабатывает компьютерные и математические модели, которые применяются в различных областях: физике, астрофизике, механике, химии, биологии, экономике, социологии, метеорологии, других науках и прикладных задачах в различных областях радиоэлектроники, машиностроения, автомобилестроения и прочего. Построение компьютерной модели базируется на абстрагировании от конкретной природы явлений или изучаемого объекта-оригинала и состоит из двух этапов — сначала создание качественной, а затем и количественной модели. Разработчики математических и компьютерных моделей занимаются аналитическим и имитационным моделированием. Для моделирования используются специальные пакеты прикладных программ.

18. Разработчик моделей big data - специалист, занимающийся проектированием систем сбора и обработки больших массивов данных, получаемых через Интернет. Он разрабатывает интерфейсы сборки и сами аналитические модели. Подобные вакансии начали появляться на джоб-сайтах, что и неудивительно, ведь big data - один из основных трендов последнего времени. Но постепенно big data перейдет в extremely big data, что означает, что будут востребованы архитекторы и разработчики подобных сложных систем, а также специалисты по созданию аналитики на их базе.

19. Руководитель разработки программного обеспечения занимается руководством процессами разработки, отладкой, проверкой работоспособности и модификацией программного обеспечения, их организацией и управлением ресурсами, обеспечивает коллективную среду разработки программного обеспечения и систему контроля версий.

В его обязанности входит:
  • Руководство разработкой программного кода
  • Руководство проверкой работоспособности программного обеспечения
  • Руководство интеграцией программных модулей и компонентов программного обеспечения
  • Руководство разработкой проектной и технической документации
  • Управление запросами на изменения, дефектами и проблемами в программном обеспечении
  • Управление конфигурациями и выпусками программного продукта
  • Руководство разработкой технических спецификаций программного обеспечения
  • Руководство проектированием программного обеспечения
  • Управление процессом разработки программного обеспечения
  • Управление информацией в процессе разработки программного обеспечения
  • Разработка внутренних правил, методик и регламентов проведения работ
  • Управление инфраструктурой коллективной среды разработки
  • Управление рисками разработки программного обеспечения
20. Системный администратор — это специалист, обеспечивающий бесперебойную работу компьютерной техники, локальной сети, программного обеспечения в офисах и компаниях. Он отвечает за сетевую безопасность, работоспособность компьютеров и компьютерных программ. Круг его обязанностей очень широк — от закупки компьютеров и комплектующих до написания Web-сайтов. Системный администратор — он же сисадмин — может обслуживать предприятия с мощными серверами и многочисленными пользовательскими станциями, а может курировать маленькие фирмы с десятком, объединённых в локальную сеть, компьютеров.

21. Системный программист
, в отличие от прикладного, занимается программированием программ, которые предназначены для обеспечения работы компьютера и используются другими компьютерными специалистами. Системные программисты — разрабатывают операционные системы и оболочки для баз данных, а также решают другие подобные задачи.

Его задача – выстроить многоуровневую структуру, которая объединит отдельные компоненты в модули, а модули – в единый организм компьютера или компьютерную сеть.

22. Специалисты по компьютерной фотонике
- это профессионалы в области компьютерных технологий по тематике компьютерной обработки изображений, включающей задачи регистрации изображений, работу с графическими файлами, компьютерные алгоритмы анализа и распознавания изображений, методы трехмерной визуализации объектов.

Специалисты по компьютерной фотонике реализуют свои способности в областях деятельности, связанных с анализом и обработкой информации, которая содержится в изображениях. К наиболее актуальным областям относятся: исследования и отображение трехмерных объектов, наблюдательные системы и системы безопасности, биомедицина и биометрия, диагностика ценных предметов искусства и др.

23. Специалист по математическим методам в экономике прогнозирует предстоящую динамику цен, доходы и расходы домашних хозяйств, масштабы замещения импортируемых продуктов отечественными и т. д. Очень часто такие специалисты нужны в страховых компаниях. Они оценивают вероятность наступления страховых случаев и предлагают страховой компании определенную рыночную стратегию. Специалисты по математическим методам работают и в самих банках. Здесь они решают задачи, связанные с кредитованием населения и организаций — кому стоит дать кредит, кому нет. Еще одна сфера, которая тоже требует верных расчетов, – рекламная. Здесь требуется решать задачи для выстраивания рекламной стратегии: как наиболее эффективным образом потратить реально возможную сумму денег для того, чтобы сохранить или усилить позиции компании-производителя или продавца на соответствующем рынке.

24. Специалист по математическому моделированию занимается моделированием сложных динамических систем, создает модели прогнозирования, моделирует системы принятия решений. Для успешной работы специалисту требуются навыки программирования, составления технических заданий по реализации моделей, глубокое знание теории вероятностей и математической статистики, умение работать со стохастическими процессами. Изучение и репродукция научных статей по различным моделям.

25. Педагог, преподаватель, учитель – это профессия, которая позволяет передавать знания от поколения к поколению. Благодаря этой профессии общество может сохранять накопленные знания и развиваться. Педагог также помогает обеспечить процесс социализации обучающихся, раскрыть их творческий потенциал, осознать свои способности, обеспечить фундамент социальной адаптации детей, выполняет важную воспитательную функцию.