3 Июня 2019

Час открытых дверей в фольклорном архиве университета

31 мая в рамках фестиваля «Славянская лира: от языка к языку» состоялась экскурсия «Час открытых дверей в фольклорном архиве СГУ им. Питирима Сорокина».

Фольклорный архив университета хранит у себя аудио-, рукописные, видео- и фотоматериалы, полученные в фольклорных, диалектологических экспедициях университета в 1970-2000 годов по Республике Коми и соседними областями. Филологи начали собирать диалектные материалы, книжные и фольклорные тексты с момента основания университета.

Через знакомство с архивом участников более подробно познакомили с одним из русских районов Республики Коми — Усть-Цилемским районом, который находится в бассейне реки Печоры. Усть-цилёмы являются потомками старообрядцев, которые не приняли в XVII веке реформы церкви и, встав в оппозицию к официальной церкви и государству, стали расходиться по разным уголкам земли.

Они искали отдаленные места, где бы их не преследовали за их любовь к старой книге, к старому порядку ведения службы. И таким уголком, где нашли себе прибежище староверы, стали берега рек Печоры, Цильмы и Пижмы. До сих пор они являются очень приверженными службам, молитвам, для них очень важно сохранять иконы. Несмотря на свою строгость, они очень яркие, любят все яркое и красивое. Усть-цилёмки читают книги, танцуют, поют песни и водят хороводы. Это очень песенный край, — рассказывает доцент кафедры русской филологии Татьяна Канева.


Экскурсия прошла в дни фестиваля «Славянская лира: от языка к языку», поэтому участникам встречи рассказали о празднике славянской азбуки — Дне славянской письменности и культура. Братья Кирилл и Мефодий создали когда-то азбуку, которая стала языком просвещения в конце X века. Русь приняла христианство, освоила славянскую письменность и приобщилась к религиозному миру. Книги на тот момент являлись сакральными, потому что в них были священные тексты, истории, молитвы и все, что связано с духовной жизнью.

Однако в народной культуре все немного более своеобразно, не так строго и вместе с тем очень регламентировано. Есть такой жанр русского фольклора как «духовные стихи». Это стихи, в которых поется о самых разных вещах, но объединены они одной темой, связанной с Божественным миром, с религиозным миром, — стихи о праведниках и грешниках, покаянные стихи, рассказывающие о раскаянии человека, стихи о Страшном Суде и так далее.


В наших записях из Усть-Цилемского района хранится духовный стих об Алексее, человеке Божьем. Его стих как раз-таки имеет отношение к дням славянской письменности и культуры. Дело в том, что у духовных стихов сложное происхождение, они почти все пришли в фольклор из книг. В них соединилось просвещение книжное, письменное, и устная память, — пояснила Татьяна Канева.

Студентам показали духовный стих о человеке Божьем Алексее, а также дали послушать, как распевался стих. Суть стихотворения в том, что Алексей был вымоленным сыном, и когда он вырос и приобрел статуса женатого человека, осознал, что не может жить с женой, и ушел в монастырь. Вернулся он через много лет под видом странника, его не узнали даже близкие.

Татьяна Канева также ознакомила студентов с эпическими героями, которые совершают подвиг во имя своего народа.

Время, когда создаются такие тексты, — это время формирования государств. Практически у каждого народа есть свои герои, — подчеркнула лектор.


Экскурсовод также упомянула крупнейший кыргызский эпос «Манас», названный по имени его главного героя — богатыря, объединившего кыргызов. Эпос «Манас» занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой устный эпос. Фрагмент из эпоса представил студент из Кыргызстана Ринат Кулматов. Его соотечественники пояснили, что он рассказал про сыновей Манаса — Семетея и Сейтека.

Экскурсовод также ознакомила студентов с фрагментами русского эпоса, который записывался в Усть-Цильме на берегах реки Печоры. Самый знаменитый богатырь —русский Илья Муромец. Печорские сказители называют его «старым», он поехал к князю Владимиру в Киев служить за свою Родину. Студентам дали послушать небольшой фрагмент из его исполнения, который также хранится в отделе фольклора.

Затем, гостей ознакомили с историческими балладами, лирическими песнями. В завершение экскурсии Татьяна Канева предложила послушать лирическую песню в исполнении Еремея Чупрова.

Камила Юсупова, медиацентр Verbum

Фото предоставлены Валентиной Мальцевой