3 Октября 2019

Бактерии наглядно

2 октября в рамках форума «Образование. Государство. Общество» прошел практический мастер-класс «Элементы микробиологии в школе». Базой проведения мастер-класса выступил СГУ им. Питирима Сорокина.


Организатором мастер-класса стал Ключевой центр развития детей «Дом научной коллаборации им. В.А. Витязевой». Анна Попова, доцент кафедры физиологии Медицинского института, поговорила со школьными учителями-биологами и наглядно показала, как ввести микробиологию в учебный процесс.


Преподаватель начала свой практикум с небольшой вводной теории: она рассказала про микроорганизмы, в классификацию которых входят вирусы, прионы, вироиды и бактерии.


Анна представила вниманию преподавателей возможные темы исследовательских работ для школьников. Список оказался достаточно объемным: здесь и выращивание сенной палочки, обитатели слизистой носа (стафилококки) и зева (стрептококки), обитатели зубодесневого кармана (зубная спирохета), выращивание картофельной палочки, бифидобактерий и лептоспиры двухвитковой. Все опыты безопасны для здоровья, не требуют больших затрат и особых условий.


Для наглядного эксперимента доцент вырастила липтосфиру. Именно с этой бактерией учителя-биологи и сделали опыты. Сначала Анна показала, как делать эксперимент с нативным (живым) препаратом. Живой препарат нужен для того, чтобы наблюдать движения бактерий, имеющих жгутики.


Второй опыт был представлен с мертвым препаратом. Он позволяет проводить окраску бактерий и изучать их морфологию. Для этого эксперимента понадобился восковой мелок, чтобы нарисовать зону, где будет лежать культура. После обозначения зоны Анна рассказала, какими бюджетными красителями можно пользоваться в ходе опыта. Ими оказались «зеленка» и «фукорцин».


После этого преподаватели поместили на стеклышко бактерии и дали им высохнуть. Когда бактерии высохли, стеклышко прогрели на спиртовке и залили его красителем. Спустя две минуты краситель нужно было смыть обычной водой из крана. После этой кропотливой работы можно было наблюдать морфологию бактерии под микроскопом.

На этом практическом мастер-классе были рассмотрены именно безопасные и бюджетные опыты. Все названные бактерии можно вырастить в обычных продуктах и воде. Также они не нанесут вред детям, даже если те их случайно потрогают или оближут, — подчеркивает Анна Попова.


По словам присутствующих преподавателей, такие мастер-классы нужны и важны по нескольким причинам. Первой из них стала популяризация науки среди школьников. Второй — бюджет: опыты, представленные на мастер-классе, доступны для проведения каждому. Третьей причиной стала необходимость в школах практической части биологии.

Это не последний мастер-класс для преподавателей-биологов от «Дома научной коллаборации им. В.А. Витязевой». Планируется регулярное проведение таких мероприятий.

Диана ЧИЛФАПУР

Фото Марка Оникула