13 ноября 2019

Родной край в детских рисунках

Конкурс детских рисунков на национальную тематику «Талантливый Я» завершился в СГУ им. Питирима Сорокина. Несмотря на то, что конкурс проводился впервые, в адрес оргкомитета было прислано более 250 работ. Участниками стали дети со всей республики от 5 до 10 лет. Конкурс рисунков является частью проекта «Мое отечество — Коми край», это проект СГУ им. Питирима Сорокина, который получил финансирование от Минпросвещения России.


Организатором конкурса стал Институт педагогики и психологии Сыктывкарского госуниверситета имени Питирима Сорокина. Он ежегодно проводит выставку детских рисунков «Воспитатель глазами детей», но «Талантливый Я» — это первый масштабный республиканский конкурс детских рисунков, организованный преподавателями. Организаторы отмечают, что уникальность конкурса заключается в том, что через оригинальные красочные рисунки можно выстраивать индивидуальные образовательные траектории дошкольников и младших школьников. Дети обычно рисуют то, что их волнует. Рисунок — своеобразный рассказ ребенка о себе. Формирование художественных навыков способствует раскрытию творческого потенциала, расширяет воображение, прививает эстетический вкус, побуждает ребёнка к самостоятельному творческому мышлению.

Конкурс «Талантливый Я» усиливает взаимодействие опорного вуза региона, СГУ им. Питирима Сорокина, с образовательными организациями Республики Коми, центрами дополнительного образования, некоммерческими организациями и всеми заинтересованными участниками образовательных отношений. Подобная совместная работа помогает уже в раннем возрасте выявить способных ребят и содействовать их развитию на всех этапах обучения и развития. Конкурсом на национальную тематику мы решаем сразу две важные задачи : выявляем юные таланты и прививаем подрастающему поколению республики любовь к Родине, ее культуре, — отметила автор проекта «Мое отечество — Коми край», руководитель Центра патриотического воспитания и межнационального сотрудничества Департамента по молодежной политике Валентина Мальцева.


Работы на конкурс «Талантливый Я» поступили из образовательных организаций Сыктывкара, Ухты, Печоры, Воркуты, Инты, Ижмы, Койгородка, Борового, Усть-Цильмы, Усогорска, Выльгорта, Усть-Кулома, Усть-Усы, Кебанъеля, Седкыркеща. Они присылали свои работы в номинациях «Удивительный мир Севера», «По следам коми сказок», «Коми Му на ладошке». Самой многочисленной оказалась номинация «Край в котором я живу», на нее было прислано больше трети всех рисунков.


Конкурсом были охвачены дети от 5 до 10 лет. Это тот возрастной период, когда дети рисуют с удовольствием, делятся своими впечатлениями и переживаниями в рисунках, находят оригинальные средства выразительности. В конкурсе рисунков пожелали принять участие дошкольники четырех лет: несмотря на совсем юный возраст, дети с помощью нетрадиционных техник рисования — рисование пальчиками — замечательно смогли передать элементы природы Севера. Дети рисуют гуашью, акварелью. Много работ выполнено графическими материалами: фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки. Использовались нетрадиционные техники рисования: набрызг, печать листьями, рисование в технике по сырому, трафареты, рисование губкой, элементы аппликации. Любимый материал современных детей, особенно девочек — это блестки, — рассказывает член конкурсной комиссии, завкафедрой дошкольного образования Елена Егорова.

Специалисты отмечают, что дошкольный и младший школьный возраст — это самое актуальное время для того, чтобы заложить в детях патриотические чувства, которые помогут сформировать в будущем такие качества, как любовь к родине, желание изучать историю родного края и своей семьи.


Организаторы конкурса отмечают, что по работам детей можно сделать вывод, что в образовательных организациях республики педагоги активно уделяют внимание внедрению этнокультурного содержания в образовательный процесс. Во многих рисунках передана флора и фауна нашего региона, местные достопримечательности, традиционный костюм народов коми, орнамент. Многие дошкольники и младшие школьники изобразили жизнь Крайнего Севера, нарисовали оленеводов в традиционных малицах, северных оленей, чумы, нарты, северное сияние.

Северный край, переданный через призму детского восприятия и творчества, получился очень разнообразным по своему содержанию. Дети, приславшие работы на конкурс, отразили всю красоту и богатство Коми края: его самобытную культуру, обычаи и традиции, фольклор. В качестве любимых изображаемых персонажей были Зарань, Пера-богатырь, Шыпича, Йиркап, Гундырь восьминогая собака и другие. Отбирать работы было очень сложно, ведь их прислано много, все они интересные по содержанию и средствам выразительности, — подчеркивает доцент кафедры дошкольного образования Елена Сибиркина. — Присланные работы станут бесценным дидактическим материалом для студентов, обучающихся в Институте педагогики и психологии, при изучении особенностей становления изобразительной деятельности дошкольников, использования детьми изобразительно-выразительных средств и разнообразных художественных материалов для передачи образа природы и человека, представлений детей об элементах этнической культуры народа коми.

Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка.

Сегодня творческое развитие детей с учетом требований ФГОС должно быть направлено на реализацию их потенциала, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень. Ученые говорят о том, что дети, получившие качественное воспитание в дошкольном возрасте, продолжают образование в высших учебных заведениях, более успешны в будущем и способны обеспечить социально-экономическое благополучие страны. Развитие дошкольного образования, как в традиционных, так и в новых формах, является одной из главных задач государства. Именно поэтому мы как опорный вуз региона уделяем работе с детьми особое значение, — отмечает и.о. ректора Ольга Сотникова.


При оценке конкурсных рисунков члены комиссии обращали внимание на качество рисунка, уровень владения техникой исполнения, интересное творческое решение, неординарность, яркость и выразительность исполнения рисунка, соответствие возрасту. Главным критерием выбора явилась самостоятельность детей в создании образов, отсутствие «взрослой руки в рисунке».

В каждой номинации было выделено три работы. Все участники конкурса и их педагоги получат благодарности за участие в конкурсе. Победителя в каждой номинации наградят ценным подарком. По результатам конкурса «Талантливый Я» будет организована выставка работ в Институте педагогики и психологии, ее приурочат к Национальной научно-практической конференции «Межкультурное образовательное пространство: инновации и традиции», которая состоится 28 ноября.

Организаторы надеются, что проведение национально-регионального конкурса станет традиционным, ежегодным.

СПИСОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ

*** Проект «Мое Отечество — Коми край» СГУ им. Питирима Сорокина стал победителем в федеральном конкурсе Министерства просвещения России. Он отобран среди более 100 заявок от некоммерческих организаций, размер гранта составляет более 800 тысяч рублей. Проект направлен на достижение целей и задач, предусмотренных Стратегией развития воспитания в стране до 2025 года и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Он реализуется Центром по патриотическому воспитанию и межнациональному сотрудничеству Департамента по молодежной политике университета и дополнит программу развития опорного вуза по направлению развития взаимодействия с местными сообществами города и региона. Проект «Мое отечество — Коми край» направлен на консолидацию усилий общественных, общеобразовательных, профессиональных организаций и организаций культуры по патриотическому воспитанию детей и молодежи за счет привлечения их к участию в социально значимых культурных и краеведческих проектах. Проект выступает как культурообразующий институт с функциями сохранения и развития национальной самобытности, формирования гражданско-национальной идентичности подрастающей личности. Этнокультурная и краеведческая направленность в новых моделях образовательных учреждений будет способствовать воспитанию и социализации личности, как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях глобализации.

Иллюстрации предоставлены оргкомитетом конкурса