Межкультурное образовательное пространство
Институт педагогики и психологии СГУ имени Питирима Сорокина проводит Национальную научно-практическую конференцию «Межкультурное образовательное пространство: инновации и традиции». Она состоится 28 ноября при поддержке грантового проекта «Мое отечество — Коми край». Участниками конференции станут ученые, педагоги и студенты всех уровней образования не только из России и Республики Коми, но и Кыргызстана, Донецкой Республики и Беларуси.
Конференция будет включать работу нескольких секций.
Секция 1. Лингвистическое образование в поликультурной среде. Модератор — руководитель Центра патриотического воспитания и межнационального сотрудничества СГУ им. Питирима Сорокина Валентина Мальцева:
— Работа секции направлена на обсуждение вопросов формирования межкультурной компетенции на всех уровнях образования. Участниками секции являются представители научного сообщества Кыргызской Республики и педагоги образовательных организаций Республики Коми.
Секция 2. Информационные технологии образования в условиях поликультурной среды. Модератор — заведующий кафедрой начального образования Института педагогики и психологии Вита Поберезкая:
— На секции будут представлены доклады, в которых раскрывается технологические особенности интерактивного взаимодействия участников образовательных отношений. Будут продемонстрированы разработки по реализации этнокультурного компонента в дошкольных образовательных организациях и школе средствами информационно-коммуникационных технологий.
Секция 3. Современные подходы в реализации межкультурного образовательного пространства в начальной школе. Модератор — директор Института педагогики и психологии Светлана Терентьева:
— В работе секции примут участие преподаватели университета, учителя начальных классов, магистранты. В докладах будут раскрыты современные педагогические подходы к реализации этнокультурного содержания образования, а также представлен практический опыт внедрения дидактических материалов в начальной школе.
Секция 4. Подготовка и методическое сопровождение специалистов в области языкового и литературного образования в условиях поликультурной среды: традиции и опыт. Модератор — старший преподаватель кафедры начального образования СГУ им. Питирима Сорокина Наталья Токарева:
— На секции будут раскрыты технологии подготовки будущих педагогов в области языкового и литературного образования обучающихся: содержание работы по освоению обучающимися личностных результатов и формированию исследовательских умений по предметным линиям этнокультурной направленности.
Секция 5. Педагогические аспекты воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста в поликультурной среде. Модератор — заведующий кафедрой дошкольного образования института педагогики и психологии Елена Егорова:
— Актуальность тематики секции определяется тем, что уже с дошкольного возраста ребенок осознает себя полноправным членом общества, того региона, в котором он родился и растет. Дошкольник познает окружающую действительность, учится взаимодействовать с объектами социального мира и общению с людьми разных национальностей. Вопросы воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста не могут быть решены в отрыве от основ национально-регионального компонента.
Секция 6. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у обучающихся в поликультурной среде. Модератор — старший преподаватель кафедры начального образования Марина Осипова:
— На секции будут обсуждаться пути формирование поликультурной компетентности будущих педагогов и их реализации по разным предметным областям, проблемы разработки новой учебной литературы для подготовки будущих учителей в плане реализации этнокультурного образования.
Секция 7. Опыт реализации образовательных проектов этнокультурной направленности в современном образовании. Модератор — доцент кафедры дошкольного образования Елена Сибиркина:
— Проект как форма организации деятельности обучающихся эффективна и часто применяема педагогами на современном этапе образования. Педагоги разных уровней образования используют проектную деятельность как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в том числе для решения вопросов этнокультурного образования и воспитания подрастающего поколения. Доклады данной секции будут интересны достаточно широкому кругу слушателей: воспитателям дошкольных организаций, учителям, педагогам дополнительного образования, студентам обучающимся по педагогическому направлению. Темы докладов данной секции посвящены формам и технологиям внеурочной деятельности в условиях межкультурного образовательного пространства в Республике Коми, Республики Беларусь и Донецкой Народной Республике.
По итогам работы конференции будет организована работа круглого стола с целью обсуждений перспектив развития межкультурного образовательного пространства.
— Признание приоритета единства образовательного пространства территории России, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов России требует комплексной реализации этнокультурного потенциала регионов России как источника сохранения и трансляции историко-культурного наследия молодому поколению, начиная с дошкольного возраста. Приобретение этнокультурного опыта, формирование образовательных, духовных, этнокультурных и жизненных потребностей личности, становление ее индивидуальности и развитие навыков самореализации в культурно-образовательном пространстве возможно через построение универсальной непрерывной системы этнокультурного образования охватывающей воспитанников и учащихся, а также специалистов системы общего и профессионального образования как основных трансляторов культурного, — отмечает директор Института педагогики и психологии Светлана Терентьева. — Важнейшими задачами системы образования Республики Коми являются подготовка детей и молодежи к жизни в республике в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирование региональной и этнокультурной идентичности обучающихся, сохранение и развитие национальных языков, культур народа, проживающих на территории республики.
Помимо научной составляющей, в рамках конференции состоится награждение победителей конкурсов «Талантливый Я» и «Морошка».В этот же день в СГУ им. Питирима Сорокина откроется научная лаборатории «ЭтноЛабКоми» по проблемам этнокультурного образования детей и молодежи. Инициаторы проекта отмечают, что деятельность лаборатории — это одно из основных условий приобщения детей и молодежи к историко-культурному наследию Республики Коми, освоения опыта культуры этноса и историко-краеведческого материала.
Направления деятельности лаборатории:
— разработка дидактических пособий (электронных и печатных), виртуальных школьных музеев, туристических маршрутов;
— апробация разработанных материалов в образовательном процессе;
— опросы и анкетирование участников образовательного процесса; корректировка и рецензирование разработанных материалов;
— публикация разработанных материалов и их внедрение в образовательных организациях региона.
Режим работы конференции:
● регистрация — с 9:00;
● торжественное открытие конференции — с 10:00;
● работа секций — с 12:00.
Место проведения конференции: г.Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д.25.
Материал предоставлен Институтом педагогики и психологии
Фото организаторов конференции и из архива университета