24 января 2020

О работе опорного вуза

О лучших практиках университета и ключевых показателях деятельности СГУ им. Питирима Сорокина как опорного вуза говорили на очередном заседании Ученого Совета. Проректор по экономическим и социальным вопросам Павел Васильев представил доклад об исполнении программы развития университета за 2019 год.

Подготовка кадров для медицины

Университет продолжает формировать интегрированную систему подготовки кадров для сферы здравоохранения. В течение 2017–2018 годов были определены основные элементы данной системы и механизмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие с регионом в решении кадровых проблем в здравоохранении. Это позволило в 2019 году университету стать активным участником регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в рамках нацпроекта «Здравоохранение».

Ежегодно университет выпускает все больше специалистов с высшим медицинским образованием. В 2018 году состоялся первый выпуск студентов-медиков — 20 человек, в 2019 году — 50 человек. Все выпускники прошли первичную аккредитацию на базе симуляционного центра университета, открытого в 2018 году, и получили допуск к медицинской деятельности.


В 2019 году университет впервые в Республике Коми начал подготовку врачей-педиатров. По целевому приему зачислены 20 человек по договорам с шестью медицинскими организациями. По заказу Министерства здравоохранения республики университет приступил к подготовке документов для лицензирования магистратуры «Общественное здравоохранение».

Реализация образовательной программы магистратуры востребована в рамках совместного с региональным министерством участия в федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография». Выпускники по данной магистерской программе будут обладать новыми компетенциями в области менеджмента и информационной безопасности, биостатистики и научной организации труда. Магистры, завершившие обучение по образовательной программе «Общественное здравоохранение», уже сегодня востребованы не только в медицинских организациях, но и в системе республиканских центров профилактики, в системе образования и социальной защиты, — отметил проректор по экономическим и социальным вопросам Павел Васильев.

Особое внимание уделяется вопросам непрерывного образования, которое становится обязательным в системе повышения квалификации медицинских работников и обеспечивает проведение новой процедуры их допуска к практической деятельности. Университет подал заявку и включен в число образовательных организаций, которые могут участвовать в реализации программ повышения квалификации по методике накопления зачетных единиц. Уже проведена совместная с региональным министерством, Ассоциацией врачей республики и медицинскими организациями работа по отбору востребованных программ обучения, актуальных для республики тем (например, онконастороженность, заболевания системы кровообращения, первичная медико-санитарная помощь, паллиативная медицинская помощь и др.). В 2020 году университет планирует начать реализацию одобренных образовательных программ.


Подготовка кадров для образования

В 2019 году в связи с утверждением новых федеральных образовательных стандартов высшего образования университет провел модернизацию образовательных программ бакалавриата и магистратуры по укрупненной группе специальности «Образование и педагогические науки». Так, обязательными для всех педагогических программ стали модули «Менеджмент», «Коммуникация», «Технологии педагогической деятельности» и др.

В модернизированных образовательных программах особое внимание уделено практикам: их объем увеличился в два раза, ряд практик стал реализовываться в рассредоточенной форме, позволяющей студентам в течение семестра или учебного года участвовать в учебной и внеучебной жизни школьников или дошкольников. Успешно апробированная в 2018 году модель подготовки вожатских кадров для республики вышла из стадии эксперимента и внедрена в новые образовательные программы, — подчеркнул проректор по экономическим и социальным вопросам Павел Васильев.

Университет с 2018 года формирует образовательные программы подготовки будущих педагогов по результатам совместного с органами управления образованием городов и районов республики анализа реальной ситуации в кадровом обеспечении образовательных организаций, с учетом прогнозной потребности в новых педагогах, обладающих современными компетенциями и дополнительными профессиональными навыками. Заказ на обучение по результатам комплексного анализа формирует Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

Так, с 2018 г. университет разработал и реализует пять новых программ бакалавриата и семь новых программ магистратуры УГНС «Образование и педагогические науки». К приему 2020 года разрабатываются три новые программы бакалавриата и три новые программы магистратуры («Социально-гуманитарные технологии работы с детьми и молодежью; Дополнительное образование детей», «Технология. Детское техническое творчество; Художественная культура. Детское художественное творчество», «Начальное образование. Дополнительное образование детей; Дошкольное образование. Дополнительное образование детей», «Педагогика одаренности; Технологии предметного обучения биологии и химии; Технологии предметного обучения математике и физике»).


Университет — научно-образовательная площадка цифровой экосистемы региона

Глобальной целью цифровой трансформации региона является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности Республики Коми на национальном и международном уровнях, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования цифровых технологий.

Ключевой результат для региона заключается в наращивании научных и технологических компетенций в сфере IT за счет реализации проектов национального и международного сотрудничества. Свой вклад в достижение этого результата вносит СГУ им. Питирима Сорокина, выступая в качестве одной из научно-образовательных площадок региона в подготовке профессиональных кадров и разработке инновационных проектов в цифровой отрасли.

Меры, которые принимает вуз для решения этой задачи, состоят, во-первых, в подготовке кадров для цифровой экосистемы региона. Она включает формирование цифровой грамотности обучающихся, реализацию основных профессиональных образовательных программ, разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по запросам организаций региона, проведение конференций, конкурсов студенческих проектов, круглых столов, форумов, выставок. Формированию цифровой образовательной среды способствовали реализация гранта РФФИ «Развитие регулятивных и коммуникативных учебных действий учащихся в условиях цифровизации общего и дополнительного образования» и реализация проекта «Система непрерывной подготовки педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде» (на базе открытой в университете Федеральной инновационной площадки).

Научно-исследовательскую базу СГУ им. Питирима Сорокина в области цифровой трансформации составляют научные публикации за 2017-2019 годы: 183 научных статьи; 7 монографий; 16 результатов интеллектуальной деятельности; 3 сборника научных трудов.

Значительное внимание в университете уделяется внедрению системы научного наставничества молодых ученых. Продолжается формирование на основе АИС Кампус информационной базы талантливых и инициативных студентов университета, в университете организованы сообщества молодых ученых по изучению вопросов «Цифровая экономика и большие данные» и «Безопасность персональных данных», в которые входят около 100 участников.

Также проводятся совместные мероприятия с партнерами из реального сектора экономики, они привлекаются к участию в образовательном процессе и Попечительском совете.

Также в отчете о деятельности вуза были отмечены лучшие практики реализации преобразований в университете.

Региональный конкурс студенческих проектов в области развития общественных связей «PR-движение»

Конкурс студенческих проектов в области развития общественных связей, проводимый с 2016 года, помогает выявить талантливых и перспективных студентов, способствует их успешному профессиональному карьерному старту в сфере общественных связей на территории Республики Коми. Наиболее яркие студенты приглашаются для прохождения стажировки и практики в государственных учреждениях и коммерческих организациях Республики Коми.

Цель проекта — реализация идеи социального лифта. Конкурс является отличной возможностью для обучающихся выйти непосредственно на практиков сферы коммуникаций, представить свои теоретические и практические разработки из области PR и рекламы, получить стажировку или место практики. Значение конкурса «PR-движение» не только в выборе авторов лучших PR-проектов, но и в организации площадки для коммуникации PR-специалистов. В процессе реализации проекта была сформирована база данных представителей профессионального сообщества в области связей с общественностью Республики Коми, куда вошли 44 PR-специалиста, — отметил Павел Васильев.

«Проект «Мое Отечество - Коми край»

Цель проекта Института педагогики и психологии — вовлечение молодежи Республики Коми в разработку и реализацию социально-значимых проектов, направленных на формирование гражданско-национальной идентичности, сохранение и развитие национальной самобытности, патриотическое воспитание и социализацию личности. Он направлен на молодежь, студентов, школьников, воспитанников детских садов, педагогов. Проект представляет интерес для всех, кто любит родной край, изучает его наследие и культуру. В результате реализации проекта разработана серия дидактических пособий (игры-путешествия) краеведческой и этнокультурной направленности, проведен традиционный фестиваль педагогических идей «Этноларец-2019», издана детская энциклопедия «В далеком северном краю», создан методический центр «ЭтноЛабКоми» по вопросам этнокультурного образования детей и молодежи в Республике Коми, на территории Корткеросского района прошли две краеведческие экспедиции. организован фестиваль мультимедийных проектов «Морошка» и др.

Создание и внедрение кампусной информационной системы СГУ им. Питирима Сорокина

В 2014 году был разработан и внедрялся проект по созданию и внедрению кампусной информационной системы Сыктывкарского государственного университета на основе универсальной электронной карты» После прекращения действия УЭК было решено использовать в качестве пропуска СКУД банковскую карту «МИР». На сегодняшний день банковские организации активно внедряют полученный опыт в других образовательных организациях Республики Коми.

В начале 2018 году возникла идея реализации возможности использования Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) в качестве санкционированного доступа в кампусную информационную систему. Идея поддержана Центром информационных технологий Коми.

В настоящее время процесс управления столь сложной организацией, какой является университет, невозможен без широкого использования информационных технологий. Проводимый почти повсеместно процесс реинжиниринга предполагает переход от старых, в основном бумажных, технологий управления к новым электронным технологиям, базирующимся на строгой формализации управляющих воздействий, регламентации всех аспектов управления, максимально активном погружении в информационные технологии. Реализация проекта дала в настоящее время возможность создать множество новых сервисов, оперативно принимать управленческие решения, соединить в единый комплекс разнородные по своим задачам и функциям информационные системы институтов, приемной комиссии, аспирантуры, дистанционного обучения, бухгалтерии, отдела кадров, библиотеки и др.; организовать электронный документооборот внутри университета и электронный документооборот с электронным правительством Республики Коми. Появилась возможность использования электронной подписи в системе электронного документооборота. Внедрение системы контроля управлением доступа позволило интегрироваться в кампусную информационную систему в учебных корпусах и общежитиях университета, — подчеркнул Павел Васильев.

Взаимодействие с ФИЦ Коми научный центр УрО РАН

Взаимодействие СГУ им. Питирима Сорокина и Коми научного центра способствует обоюдному развитию двух организаций. Публикационная активность сотрудников университета возросла на 74%, проводятся совместные исследования. Студенты имеют возможность проходить практику в лаборатория Федерального исследовательского центра на современном оборудовании. Исследователи из Коми научного центра преподают на основных программах университета, что обеспечивает полезное взаимодействие и пополнение профессорско-преподавательского состава новыми научными кадрами.

Также было рассказано о целевых показателях результативности Программы развития опорного университета. Отчет о деятельности вуза был одобрен членами Ученого совета.

Медиацентр VERBUM

Фото Марка Оникула