10 февраля 2020

Сгущенка на потолке: забавные истории из жизни советских студентов в общежитиях СГУ

Жизнь в общежитии — это незабываемо. Это когда много народу и мало места. Когда твоя кастрюля всегда занята чужим рисом. Когда учишься засыпать под дикие крики и громкие звуки. По дороге в умывальник можно попасть на чей-нибудь день рождения, а ошибившись дверью — завести новых друзей. Verbum собрал истории студентов, которые жили в общежитии СГУ им. Питирима Сорокина в 1970-90-х годах: сгущенка на потолке, закрытые душевые, общение через письма — что может быть романтичнее?

Михаил МЕЛИХОВ, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и общей филологии института гуманитарных наук СГУ им. Питирима Сорокина, выпускник филологического факультета, 1980 г.:

Мы были первыми заселенцами общаги на Коммуне, 72. Это был 1978 год. Помню, что было прохладно, порой даже слишком прохладно, три времени года, а летом, наоборот, жарко. Но новые стены - это всегда приятно. Окна мы сразу заклеили бумагой, чтобы не дуло. Печи на кухнях работали, а вот в душевых быстро стали протекать полы и их постоянно закрывали. Старшекурсники жили в двухместных комнатах, младшекурсники - в трешках. Были комнаты для занятий, они реально использовались для занятий и в них не жили.
Ольга БЕЛИЧЕНКО, выпускница исторического факультета, 1991 г.:

На первом этаже в общежитии был актовый зал, где проходили занятия аэробикой. Тогда еще новое слово, но за фигурой следили во все времена. Там же проходили дискотеки. Еще на первом этаже напротив вахты были полочки для писем. В те времена писали и ждали письма. Это очень романтично.

Наталья ГОЛОВИНА, выпускница экономического факультета, 1979 г.:

Комендантом общежития была очень суровая женщина, ее звали Неля Адамовна. Благодаря ей в общежитии был порядок. Помню у одной из вахтерш, Анны Ивановны, прозвище было «чекистка» - постороннему мимо нее пройти было трудно.


Иногда проходил внеплановый ремонт кухни. В те времена любителям вареной сгущенки приходилось ее варить самим, так как в продаже не было. Технология была такова: в кастрюлю с водой погружалась банка сгущенки, варка продолжалась несколько часов. Естественно, сидеть около нее не будешь. Порой в кастрюльку не успевали подливать воду, банка со сгущенкой взрывалась, и провинившимся приходилось в очередной раз белить потолок.


Вера ДМИТРИЕНКО, выпускница филологического факультета, 1991 г.:

Сейчас в университете учится сын, поэтому иногда бываю в общежитии на Коммунистической 72 - это небо и земля. 25 лет назад была полная свобода и открытость, сейчас же мне с трудом удалось зайти к сыну. Хорошо это? Наверное, да.


Ольга ИКОННИКОВА, выпускница исторического факультета, 1991 г.:

Это было классное время, и общежитие было отличное! Не поверите, у нас грузины полы намывали! Был такой случай: у нас учился болгарин Митко. В свое дежурство он заявил: «Я - иностранец, мыть полы не буду». А наш грузин Эмзари сунул ему швабру в руки и сказал: «Я тоже иностранец!». Больше вопросов у Митко не было!


Светлана ГОМАН, выпускница экономического факультета, 1987 г.:

На вахте висел стеллаж, куда складывалась почта: письма, извещения о посылке или о том, что тебя вызывают на междугородний телефонный разговор. А это, если у человека нет телефона, - это целая история! Разговор надо было заказывать в отделении телеграфа за два-три дня, на определенное время и количество минут. Человеку в другом городе на дом приходило извещение, что ему надо подойти на телеграф в определенное время. Ты приходишь на телеграф в Сыктывкаре, а собеседник, допустим, в Печоре, и ждете, пока вас вызовут. Вызвали - идете в кабинку и разговариваете по времени, сколько заказывали: минуту, две, три, пять, но не больше!


Еще рядом с нашим учебным корпусом находилось студенческое кафе «Калевала». Каждую большую перемену мы ходили туда обедать по полной программе: и первое, и второе, и салатики, если надо, и сметанка (подавалась как отдельное блюдо, в стакане), и компот. Рядом был кинотеатр «Парма». Про «Танцора диско» слышали? Это единственный в моей жизни фильм, который я смотрела целых девять раз!

 

Текст Екатерины Петуховой и Елизаветы Мелиховой

Рисунки Виктора Лемешко