3 января 2020

Не профессия, а образ жизни

СГУ им. Питирима Сорокина - единственный вуз Республики Коми, который готовит учителей. Многие студенты выпускных курсов уже заняли свои места у школьной доски, а некоторые вовсю разрабатывают игры и квесты для углубленного изучения предмета. Сложно ли найти общий язык со школьниками? Первый урок: страшно или не очень? Проверять контурные карты, придумывать квесты для юных математиков или учить их русскому языку – каждый герой материала журнала Verbum ищет свой путь, но объединило их одно – детская мечта стать учителем.

Евгения Канева, 5 курс

Направление «Педагогическое образование математика и информатика» Института точных наук и информационных технологи.

Студентка пятого курса направления «Педагогическое образование математика и информатика» Института точных наук и технологий Евгения Канева хотела стать учителем с детства благодаря личному примеру школьного учителя по математике. Девушка уверена, что профессия педагога необходима и востребована в любое время. В 2020 году она стала победительницей в VII конкурсе-конференции «Лобачевский и XXI век» в номинации «Лучшая прикладная работа» с компьютерной игрой по математике для школьников.

Суть игры: Главный герой игры Роджерс должен освободить своего лучшего друга Свэна из заточения похитителей. В процессе герой встречает разных персонажей, которые задают Роджерсу задачки – просят найти корни квадратного уравнения. Школьникам предстоит решить разные типы уравнений: полные, неполные, приведенные, неприведенные, с одним и двумя решениями, не имеющие решений.

За каждый правильный ответ главный герой получает подсказку – определенную букву. В случае неправильного ответа дается еще одна попытка на решение. За всю игру надо открыть 7 подсказок (7 букв).

Из полученных букв игрок складывает кодовое слово – место, где похитители спрятали Свэна.

- Работа учителем очень непростая. Чтобы быть им, надо иметь колоссальное терпение, ведь это работа круглосуточная: и ночью, и днем. Помню, как сильно переживала перед первым уроком, что у меня что-то не получится, я не успею по времени или произойдет еще что-то, но, к моему счастью, всё прошло хорошо. Мой первый урок прошел на «Ура». Сейчас я занимаюсь репетиторством, и мне это нравится, - делится Евгения Канева.

Алина Зимина, 5 курс

Направление «Педагогическое образование математика и информатика» Института точных наук и информационных технологий


Студентка пятого курса «Педагогическое образование математика и информатика» И Института точных наук и информационных технологий Алина Зимина уже работает учителем информатики в Физико-математическом лицее-интернате. Алина получает удовольствие от своей профессии и менять ее не планирует.

Второй год подряд девушка занимает первое место за методические разработки в международном конкурсе «Лобачевский и XXI век». Одна из ее разработок – квест для восьмиклассников «В мире занимательных задач Я. И. Перельмана». Игру могут проходить 3 команды по 5-6 человек.

Суть игры: ребята оказываются в другом измерении и ищут заклинание, которое спасет мир и вернет их в свое измерение. Ребятам нужно найти все локации в школе, где их ждут актеры и дают задания. Школьники решают занимательные задачи Перельмана, связанные с арифметикой, геометрией, прикладным значением. В заключении команды получают послание, которое можно расшифровать с помощью решетки Кардано – это и есть искомое заклинание.

Методическая разработка– призер 2020 года– направлена на учащихся 11 классов и называется «Удивительное распределение К. Гаусса в математической статистике». Квест в форме escaperoom рассчитан на несколько команд по 4 человека. Для каждой команды подготовлен свой набор с реквизитом.

Суть игры: учеников «запирают» в кабинете. Чтобы спастись, они должны решить статистическую задачу от инопланетян с помощью подсказок и заданий. Часть игры – с историческим экскурсом о Гауссе и Лобачевском. Школьники знакомятся с понятиями «нормальное распределение Гаусса», «дисперсия», «сигма».

Алина получает удовольствие от своей профессии и менять ее не планирует.

- Не могу сказать, что преподавателем быть легко. На мой взгляд, сложнее всего готовиться к урокам. Никогда не знаешь заранее, что западëт в душу ученикам, какие методы лучше всего помогут для достижения цели. Однако, со временем, с опытом, готовиться к занятиям становится проще. От учеников я всегда узнаю что-то новое, получаю много положительных эмоций от уроков и внеурочных занятий, радуюсь их успехам.

Дмитрий Бральнин, 4 курс

Направление подготовки «Филология» Института гуманитарных наук, преподает в Лицее для одарённых детей


О первом уроке

Идя на первый урок, я думал, как посмотрят на меня дети, как воспримут. Нужно провести урок так, чтобы ребята с интересом шли на мои последующие занятия, создать доброжелательную атмосферу занятия.

О призвании

Стать преподавателем меня побудила школьная учительница русского языка и литературы Елена Алексеевна Попова. На ее уроках всегда было интересно, так я полюбил язык и чтение книг. Эту любовь я храню до сих пор.Если бы мне предложили уйти из профессии, выбрав любую другую, я бы всё равно остался верен своему призванию, так как получаю неимоверный заряд жизненных сил и энергии после общения с детьми.Идти на педфак можно только тогда, когда ты уверен, что тебе это действительно необходимо и интересно, нужно и полезно, что ты своими знаниями и положительным настроем сможешь привести учащихся к победам, к достижению огромных личных высот. Если стремление идти в учителя мотивировано просто «корочкой», называемой дипломом, то лучше не терять время и выбрать другое направление.

О сложностях

Преподавателем быть всегда сложно. Все время думаешь, как отреагируют дети, будет ли у них желание слушать меня, вникать в трудные вопросы русского языка. Морально для меня сложно то, что мой предмет не является приоритетным для будущих физиков, математиков, биологов и химиков, которых я сейчас и обучаю, поэтому ребята редко показывают отличные результаты в той или иной теме.

Сергей Тяпкин
аспирант направления «Образование и педагогические науки», преподаватель первой квалификационной категории Коми республиканского агропромышленного техникума имени Н.В. Оплеснина


О призвании

Я мечтал стать учителем с детства, поэтому подавал документы после школы только на педагогические специальности. Я максималист, поэтому шел от противного. Вспомнил все то, что мне не нравилось в своих школьных педагогах и выработал эталон, к которому стремлюсь.

О первом уроке

Я настолько был увлечен первым занятием, что даже не уложился по времени в пару на 90 минут. Мы со студентами бодро проходили материал, шутили, смеялись, дискутировали. В общем, выйдя с урока, я почувствовал себя учителем, проработавшим много лет с одними и теми же обучающимся, хотя мы все видели друг друга в первый раз.

О позитиве и негативе

Быть преподавателем в нашей стране - дело достаточное неблагодарное. И это о незащищенности учителя. К сожалению, труд учителя обесценивается из-за нарастающей с каждым годом безалаберности учеников и их родителей. Не со всеми так, но случаи достаточно частые. В профессии есть много позитивных моментов: постоянный интеллектуальный тонус; общение с учениками, которое тебя молодит и стимулирует к развитию, а также взаимопомощь и взаимовыручка, если повезет с коллективом. Но куча бумажной документации, постоянно меняющиеся требования и отсутствие единой стандартизированной программы приводит к очень быстрому выгоранию.Не верю, что существуют такие педагоги, у которых не было сложных периодов - это что-то на грани фантастики. Все думают, что работа учителя - это провести несколько уроков и отправиться домой в два часа дня. Рабочий день педагога - это марафон с перерывами на 10 минут, а урок - это интеллектуальный труд, который нужно совершать даже тогда, когда обучающиеся работают самостоятельно. Добавьте сверху проверку тетрадей (и карт в моем случае), отчетную документацию по классному руководству и текущие отчеты - здесь даже у самых стойких сдают нервы.

О достижениях учеников

Самым главным достижением считаю то, что смог предрасположить студентов к постепенной экологизация сознания. По их инициативе в нашем учебном заведении поставили контейнеры по сбору батареек и макулатуры, регулярно проходят экологические акции.


Арина Поташова
Фото предоставлены героями публикации