Дорогие друзья!

Представляем новый проект Сыктывкарского государственного университета «Клуб думающих людей».  Это комментарии представителей Сыктывкарского государственного университета в области науки и общественной деятельности по актуальным проблемам. "Клуб думающих людей" - это экспертный взгляд на прошлое, настоящее и будущее республики, страны и планеты.

"Клуб думающих людей" - это доступное разъяснение сложных вопросов.


Людмила Гурленова о подходах к дизайну городской среды и архитектурному облику Сыктывкара

24 июня Общероссийский народный фронт провел «круглый стол» на тему «как защититься от художественной безвкусицы». Поводом к обсуждению этого вопроса стало открытое письмо заслуженного художника РФ, народного художника РК Анатолия Неверова президенту Владимиру Путину.

В заседании приняла участие декан факультета искусств, профессор Людмила Викторовна Гурленова. Она высказала «Клубу думающих людей» свое мнение о подходах к дизайну городской среды и архитектурному облику Сыктывкара.

«Город является столицей и должен иметь свое лицо, ярко выраженное и красивое. В связи с этим я приводила примеры городов, которые продвинулись вперед по оформлению - те, в которых появилась служба главного дизайнера. Она осуществляет координацию между разными инициаторами проектов по городу, потому что на сегодняшний день таких координаторов нет. Объявляют конкурсы ведомства и инициативные люди.

В связи с этим важно, чтобы учитывалось общественное мнение, но приоритет должен быть за профессиональным компетентным суждением. Экспертное заключение должно быть известно всем: кто его написал, кто представляет объект, который будет установлен: автор заключения, автор концепции, представители властной структуры, кто финансирует и спонсирует, вся отчетность должна быть прозрачной.

Поскольку общественное мнение тоже важно, нужно, чтобы его готовили, чтобы голосовали не люди со стороны. Необходимо заинтересовать людей полной, достоверной информацией о проектах. Тогда они включатся в обсуждение, когда будут все знать. Поэтому мы предлагали даже на тех местах, где будет установлен объект, поставить макеты, чтобы люди ощутили, насколько этот объект находится на своем месте.

Мы хотим все сделать за очень малые деньги. Даже если проекты некоторые неплохие, выбирают плохие материалы, например, бетон. Памятники из хорошего материала, из хорошего дорогого камня, которые не стыдно никому показать, могут стать объектом интереса для горожан. Их не должно быть много, не нужно гнаться за количеством, а стараться достичь качества.

Объект может быть поначалу не понятен людям, но связан с мифологией или еще чем-то, его нужно понимать, интерпретировать. Это вызовет интерес, с чем связан объект и поэтому, человек попытается его осмыслить. Не нужно идти за массовым мнением, продукт искусства должен быть красивым, эстетичным и интеллектуальным. Городская среда обладает мощной воздействующей силой, воспитательной силой. Это не только эстетическое воспитание, это духовное воспитание. Это в подсознании, хотим мы этого или нет. Устанавливая тот или иной объект, мы выращиваем представление о той или иной норме.


Сурво Вера Викторовна: «Только глубоко образованный человек, много знающий, который много видел, только он может по-настоящему понять и преподать свои задумки, фантазии, может выразить их и словесно, и с помощью декоративно-прикладного искусства»

Сурво Вера Викторовна живёт в Финляндии. Приехала к нам, чтобы прочитать курс лекций по семиотике народной культуры – науке о знаках, которая предусматривает изучение и традиционной культуры, и культуры нашего времени. Она представляет кафедру этнографии университета Хельсинки. Её научная деятельность тесно связана с творчеством, ведь тема докторской работы Веры Викторовны – «Орнамент вышивки карел, вепсов и русских». И она уверена, что её изыскания в области значения орнаментов будут интересны и студентам нашего факультета.

- Насколько актуально традиционное народное творчество в наше время?

- В головах молодёжи традиции представляются чем-то устаревшим, давно потерявшим актуальность. Потому этническая тематика в декоративно-прикладном искусстве сейчас возрождается в качестве региональных брендов, и в этом отношении становится модным веянием. Я нахожу три способа репрезентации народной культуры: первое – это музеефикация – создание этнокопии, которая, однако, безжизненна; второе – создание моделей традиций, адаптируемых для современности, для нового поколения; и третье – формирование новых традиций, стилизованных для туристической индустрии.

- Каковы Ваши первые впечатления от нашего факультета?

- Я человек любопытный, и только зайдя к вам на факультет, я была поражена мастерством, с которым выполнены ваши работы. Меня поразили гобелены, текстиль, работы из дерева, керамика. Мне понравилось всё: композиции, задумки, ориентация на традиционную культуру. В частности триптих, связанный с духами низшего мира. Атмосфера у вас непринуждённая. Помещения маленькие, но очень уютные. Преподаватели – очень дружелюбные люди, которые знают свой предмет, любят его, любят студентов, понимают вас. Для меня в новинку ваше свободное расписание, когда вы свободно можете приходить для работы в мастерских.

- Что Вы пожелаете нашим студентам?

- Новое поколение, к сожалению, мало читает. А ведь только читающий человек может разбираться в культурах и знаках, это играет очень важную роль в жизни каждого. И ещё один тезис: знающий только свою культуру не знает ни одной. Нужно интересоваться многими вещами, которые происходят в мире. Если вы работаете с текстилем или с керамикой, не упускайте то новое, что творится в архитектуре, в изобразительном искусстве, в литературе! Только глубоко образованный человек, много знающий, который много видел, только он может по-настоящему понять и преподать свои задумки, фантазии, может выразить их и словесно, и с помощью декоративно-прикладного искусства.


Михаил Наймушин: «Украинский народ и государственная власть сами примут решения по поводу своего будущего»

События в Украине уже две недели остаются центральной темой для российский СМИ. Своим мнением на этот счёт поделился и кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и административного права Сыктывкарского университета Михаил Наймушин.
Некоторые факты внутриполитической жизни Украины и присутствие на мероприятиях оппозиции иностранных лиц идут вразрез с нормами международного права. Политические деятели других государств (в нашем случае, Польши и Литвы) не могут вмешиваться во внутреннюю политику суверенных стран. Это четко закреплено в понятии национального государственного суверенитета. В практике международных отношений это вообще нонсенс.
В действиях оппозиции прослеживается определенная схема - под предлогом вступления в Евросоюз дестабилизировать политическую ситуацию в Украине. Правовые последствия для представителей Польши и Литвы могут быть самыми серьезными - их вполне могут объявить персонами нон грата.
Украинский народ и государственная власть сами примут решения по поводу своего будущего. Власти Украины имеет достаточно сил, средств, мужества и мудрости, чтобы сохранить Конституционный порядок.
 
Галина Болотова: «Ресурсный центр поможет абитуриентам»

ИА «БНКоми» пишет, что 4 декабря на расширенном заседании коллегии министерства образования РК было объявлено о ведении работы по созданию независимого центра проведения ЕГЭ. Мы обратились к проректору Сыктывкарского университета по образовательной деятельности Галине Болотовой с вопросом: «Что может дать такой центр абитуриентам?»

Идея создания центра была связана с тем, чтобы абитуриенты могли сдавать ЕГЭ в течение всего года, независимо от сроков окончания школы и обстоятельств, которые мешают прийти на экзамен. Вторая составляющая центра – создать доступную среду для инвалидов любых категорий.

Такой центр несомненно является хорошим имиджевым фактором. Он поможет университету привлечь будущих абитуриентов. Только слово «независимый» мне кажется не совсем корректным. Ведь ЕГЭ по своей сути – это уже независимая процедура. Правильнее будет назвать такой центр «ресурсным», о чём и говорили на коллегии представители министерства образования.


Михаил Мелихов: "Уже не самая читающая страна"

На прошлой неделе на Российском литературном собрании Владимир Путин заявил, что наша страна перестала быть самой читающей в мире. По его словам, падение интереса к чтению в России стало следствием развития цифровых технологий. Мы спросили у доктора филологических наук, профессора, преподавателя Сытктывкарского госуниверситета Михаила Мелихова, действительно ли в России стали меньше читать?
- Безусловно, хотя меня больше беспокоит, что стали меньше читать студенты. Естественно, что альтернативой чтению стал Интернет. Интернет – это инструмент полезный для самосовершенствования, но большинство молодёжи предпочитает использовать его как средство развлечения. Этот уход в виртуальную действительность сильно беспокоит.
Печально, что меньше стали читать даже филологи. А самое печальное, что сильно уменьшилось количество часов на преподавание литературы по новым учебным планам для бакалавриата. Встаёт такой вопрос: чему смогут научить детей выпускники филфаков, которые пойдут работать в школу, даже не дочитав необходимого минимума? И как они смогут привить школьникам любовь к чтению? Это вопросы, на которые ответ сможет дать только время.

Людмила Гурленова: "Сносить нельзя  - реконструировать"

Недавно было объявлено о предстоящей реконструкции сыктывкарского Театра Оперы и Балета. Здание с 40-летней историей должно быть подвергнуто капитальной реконструкции (останется только фундамент), работы будут выполнены в 2015-2017 годах. Своим мнением по поводу изменения облика театра поделилась доктор филологических наук, профессор, декан факультета искусств СыктГУ Людмила Гурленова.

«Я как представитель факультета искусств выражу точку зрения, которая пойдёт вразрез со многими мнениями. Я за реконструкцию. Но мы должны беречь бюджетные средства, поэтому сносить здание под корень не стоит.

Как его можно реконструировать? Модернизировать. Материалы и архитектурная форма театра устарели, это бетонный плод 60-х. Здание можно осовременить: сделать пристройку, например, или «нарастить» на бетон новые материалы. Такие частные вопросы решит любой хороший архитектор, причём за относительно небольшие деньги».


Наталья Михальченкова: «Развивать инновации можно только при участии талантливых людей».

 В Сыктывкарском государственном университете с 15 октября была введена должность проректора по программам развития и инновационной деятельности, на замещение которой была приглашена Наталья Алексеевна Михальченкова, кандидат экономических наук, доцент. С ней мы поговорили о том, что такое инновации в образовании, какова их роль в нашем университете и как их внедрять на территории Республики Коми.

- Что такое инновации?

- Обычно под этим понимается востребованное нововведение, изменение или обновление, принципиально меняющее систему. Можно порассуждать по поводу слишком распространённого понятия «инноваций» и разного его содержания, а как следствие – толкования для конкретных сфер деятельности, но в системе образования инновационной (в отличие от традиционной) принято считать либо достижение новой (другой) цели, либо использование новых средств, способов, ресурсов, методов, либо получение нового, в том числе уникального, результата.

Поскольку в развитии нашего государства предполагается кратный рост производительности труда на основе применения техники и технологий, новых организационно – управленческих и экономических механизмов, перед вузами поставлена задача стать площадками, на которых стимулируются и рождаются инновационные идеи, по-новому достигаются традиционные цели, внедряются и даже коммерциализируются инновационные научные результаты и проекты. Для этого вузы должны создать все условия, что и определил приказ министерства образования и науки России «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования», вышедший в середине этого года. Этот приказ четко регламентировал: что такое инновационная деятельность в образовательной организации, ее содержание, а самое главное – установил, какая должна быть инновационная инфраструктура в вузе. И только вузы, имеющую такую инфраструктуру, могут претендовать на то, чтобы стать региональными и федеральными инновационными площадками.

  - То есть появление такой должности  - это не дань моде, а насущная необходимость для Сыктывкарского университета?

 - Современный вуз, если он хочет быть таковым, если он претендует быть действительно саморазвивающимся в быстро меняющейся среде, передовым как на региональном, так и на российском и даже международном уровнях, должен и обязан создать необходимые современные условия  для этого через образовательные программы с новым содержанием, через способных слушателей и студентов, через талантливых и компетентных преподавателей, учебно–лабораторную, материально–техническую, библиотечно – информационную инфраструктуру. Со стороны государства такие вузы уже имеют поддержку и являются партнерами власти по развитию государства. Наш Сыктывкарский госуниверситет – не исключение, взяв курс на интенсивное развитие, нельзя не развивать и создавать новые элементы инновационной инфраструктуры, не достигать уникальных для нового времени образовательных и научных результатов.

- И все же  - что такое инновации в образовании?

- Наш университет  является элементом национальной инновационной системы, наряду с предприятиями, научно–исследовательскими организациями, отдельными изобретателями и т.д. На  общегосударственном уровне инновационный сценарий взят как базовый для социально – экономического развития национальной экономики, разработаны и реализуются мероприятия государственной политики, направленные на стимулирование и поддержку инновационной деятельности и проектов в предпринимательстве, сельском хозяйстве, промышленности…

    Если говорить конкретно, то в образовании инновации - это разработка и внедрение новых элементов содержания образовательных программ, новых профилей, методик, образовательных технологий, новых организационных и экономических механизмов, форм и методов управления образовательными организациями и многое другое.

К современному вузу сегодня предъявляются совершенно новые, достаточно  жёсткие требования со стороны государства, причём не только в образовательной, но и в научной, финансово – экономической, интеграционной деятельности. К примеру, форма малых инновационных предприятий при вузах - это способность коммерциализировать результаты научной деятельности преподавателей и студентов, значит продемонстрировать актуальность  и востребованность рынком  этих результатов.

- Зачем инновации вузам и нашему университету?

- Университет стремится быть востребованным и современным, идти  не просто в ногу со временем, а работать на опережение.  Это невозможно без личного участия каждого преподавателя, обеспечивающего постоянное саморазвитие, достижение новых требований к результатам обучения, продиктованных новыми стандартами, изменениями  требований профессионального сообщества и рынка труда,  новым законодательством  и условиями… Мы понимаем, что сегодня просто транслировать знания нельзя. Мы обязаны формировать компетентность, практикоориентированность нашего выпускника, и это серьёзная новая задача преподавателя - формировать компетенции до уровня не только «знать», но и «уметь», «владеть»! А университет должен создать для этого соответствующую, в том числе профессиональную среду, как говорят, обеспечить реальную связь с практикой. Серьёзные  предприятия сегодня также стали понимать ценность квалифицированного персонала и подготовки соответствующих современных кадров, отвечающих требованиям его развития, выражать заинтересованность в научном результате с экономическим эффектом, вот он – совместный интерес и новый результат! Сегодня университетом начато подобное сотрудничество: со Сбербанком, ВТБ 24 открыты классические базовые кафедры, руководство банков и персонал работают со студентами, формируя у них прикладные профессиональные компетенции. Причем учебный процесс идет непосредственно на рабочем месте. Университетом прорабатываются и другие серьёзные образовательные и научные проекты в сетевой и совместной форме взаимодействия с работодателями.

- Как развивать инновации в нашей провинции?

- Я искренне не принимаю мнения, что Республика Коми – провинция. Какая же это провинция, если наша республика - регион-донор, наполняющий бюджет страны?  Развивать инновации можно только при участии талантливых людей (которыми, очевидно, являются и наши студенты, и преподаватели, и жители республики), грамотным региональным менеджментом на государственном уровне, на уровне компаний и организаций Республики Коми, результативностью действующих мер государственной и инвестиционной поддержки научных и инновационных проектов. 

      Ректор нашего университета Марина Дмитриевна Истиховская поставила передо мной вполне конкретные задачи с определением конкретных ожидаемых результатов по данному направлению. Безусловно, я буду работать и  сделаю все, чтобы вовлечь коллектив  университета в эту работу и этот результат. Создавать для этой деятельности нашим коллегам  условия и организационную поддержку,  ведь сегодня в университете инновационной образовательной деятельностью занимаются очень многие. Не со всеми я еще познакомилась, но уже сейчас могу сказать, что .кафедры институтов Точных наук и информационных технологий под руководством В.В. Миронова, факультета управления под руководством Л.И. Бушуевой, Института гуманитарных наук под руководством Д.И. Пинаевского, финансово – экономического факультета под руководством Е.А. Бадокиной разрабатывают и реализуют инновационные образовательные программы, имеют востребованный научный результат, современное и актуальное предложение работодателям, прекрасные коллективы…

 - Что изменится в Сыктывкарском государственном университете с появлением должности проректора по программам развития и инновационной деятельности?

- Задача развития в современных условиях кардинальных изменений и ограниченных ресурсов предполагает переход от процессного  управления университетом к проектному управлению. Университет – большая, сложная, достаточно разбалансированная с точки зрения целей и возможных результатов система, с огромным потенциалом. Увязать по целям, ресурсам (в условиях их ограниченности), мероприятиям и исполнителям нашу деятельность, выстроить оптимальную для целей программы развития университета модель системы менеджмента качества, обеспечить успешность проектов - сложная задача менеджмента вуза. Возможно, понимание этого ректором обосновало необходимость такого решения по должности  проректора по программам развития и инновационной деятельности в команде ректората.

Таким образом, университет может и должен быть и целью, и средством развития нашего региона, имея  громадный потенциал. Инновационная деятельность - это увлекательный, творческий процесс требующий использования всех видов ресурсов, условий для самореализации, организационно-управленческой структуры, современной материально–технической и учебно-лабораторной базы. Коллектив университета, уверена,  это понимает.  Моя задача - оказать профессиональную поддержку этим процессам.

 Беседовал Алексей Боровенков.