27 марта 2021

Общение с экспертами и друг с другом: как работает Всероссийский дискуссионный инклюзивный клуб «История для всех и каждого»

С февраля на базе СГУ им. Питирима Сорокина на видеоплатформе Zoom проходят встречи дискуссионного инклюзивного клуба «История для всех и каждого». Как он появился, чем занимается и кого приглашает, рассказывают организаторы проекта.


Истории появления клуба

Екатерина Данилова, преподаватель английского языка Института иностранных языков, Председатель Коми республиканской ассоциации семей, имеющих детей с инвалидностью «Журавлик», куратор по развитию инклюзивного образования в Коми Республиканской организации «Всероссийского общества инвалидов» (КРО ВОИ).

Я занимаюсь вопросами инклюзивного образования уже 13 лет, с момента рождения незрячей дочери. В 2009 году я познакомилась с Региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива». Эту московскую организацию 20 лет назад основала Денис Роза. Когда в России еще никто не задумывался об инклюзии, она первой заговорила о том, что детям надо учиться всем вместе, чтобы не было дискриминации и других негативных последствий. Сейчас в России изменения, конечно, происходят. К примеру, есть статья в Законе об образовании, которая гласит, что инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Однако, развитие инклюзии в нашей республике идет крайне медленно и тяжело, мтолько малая часть детей с инвалидностью обучается инклюзивно. Инклюзия дается очень тяжело для родителей и самих детей. Маме самой всегда приходится думать об организации учебного процесса: как отвести ребенка в школу, как привести, как с ним заниматься по Брайлю, как выучить этот Брайль, как найти учителя, который знает Брайль, кто переведет ребенка из кабинета в кабинет, кто накормит, как его примут одноклассники. Поэтому, занимаясь всем этим, по стечению обстоятельств, я стала куратором по развитию инклюзивного образования КРО ВОИ.

РООИ «Перспектива» ежедневно проводит массу мероприятий, нацеленных на включение людей с инвалидностью во все сферы жизни: образование, спорт, трудоустройство. Мы подумали и предложили в рамках партнерства с СГУ им. Питирима Сорокина запустить дискуссионный онлайн-клуб для любителей истории, где ребята с инвалидностью и без могли бы общаться и дискутировать на интересные исторические темы, высказывать свою точку зрения. Я предложила эту идею своим студентам Института истории и права. Отозвались Юрий Поляков и Карен Восканян. Чему я несказанно рада.


Как выбираются темы лекций

Карен Восканян, студент первого курса, Института истории и права, по направлению «Педагогическое образование: История и обществознание»:

Темы встреч выбираются из того, что действительно интересно. Основная тематика нашего дискуссионного клуба – это история. Мы берем исторические эпохи, исторические промежутки, которые не будут скучными для нашей аудитории, поэтому главное — правильно подать анонс. Тема может быть не самой интересной, но если анонс сделать максимально интригующим, то встреча получится интересной, и больше людей придет снова и позовет других.

Однако, помимо исторического аспекта, есть еще бытовой. Когда я веду лекции, то могу позволить себе посмеяться, улыбнуться. Потому что эмоции действительно очень важны в наших лекциях. Это не должно быть что-то монотонное, как, например, лекции в университете. Нужна положительная энергетика, поэтому я лучше лишний раз посмеюсь, чем просто сделаю каменное лицо. Наш клуб – это не только получение информации, различных ответов на вопросы, но еще и положительные эмоции.

Юрий Поляков, студент первого курса Института истории и права по направлению «История»:

— К словам Карена можно добавить то, что иногда темы выбираем не мы, а непосредственно сами слушатели. Мы устраиваем опрос на сайте организации «Перспектива», где из нескольких вариантов тем слушатели выбирают наиболее интересную. Ее мы и разрабатываем, углубляемся в детали. У нас есть несколько периодов из истории России, мировую историю мы пока не затрагиваем, эта тема слишком сложная.

К опросам мы пришли после того, как к одной из лекций присоединилось довольно мало людей. Тогда мы задумались о выборе тем и интересной их подаче, попросили обратной связи у слушателей. Совмещая опросы и комментарии в конце лекций, мы получаем примерный круг тем. В планах очень много всего.

Карен: Иногда мы делаем опрос, а иногда выбираем темы сами. Взаимодействие важно, но при этом и спикер должен хорошо разбираться в теме. Для лекции о войне в Афганистане мы пригласили Вадима Яковлевича Давыдова, руководителя музейного комплекса. Вопросы, которые мы иногда затрагиваем, должны быть рассказаны компетентными людьми.

Екатерина: У нас один из слушателей, тоже человек с инвалидностью, написал, что хочет выступить в качестве эксперта на нашем клубе и рассказать про пять великих вымираний. Он художник и очень эрудированный человек. В будущем мы планируем приглашать студентов-иностранцев, которые могли бы рассказать об исторических событиях их стран.

Юрий: В этом плане клуб очень открытый. Когда спикер читает лекцию, мы всегда задаем аудитории вопросы и по ходу лекции могут разгораться такие дискуссии, что порой даже материал лекции не успеваем вместить.


Про участников клуба

Юрий: Основная масса, в данный момент, это студенты СГУ. Но нам это не принципиально.

Карен: Есть отрицательный пункт, который хотелось бы отметить, чтобы быть максимально объективными. К сожалению, сейчас у нас немного участников с особыми образовательными потребностями. Потому что все-таки нужно понимать, что у всех есть дела, не каждый может подстроиться. Мы надеемся, что из наших одногруппников и постоянно участвующих детей с инвалидностью мы составим определенный костяк. Эти люди – участники нашего клуба, к которым уже позже начнут присоединяться другие, новые участники. Наша концепция — история для всех, мы не делаем различий между людьми с инвалидностью и без.

Екатерина: Наш клуб также хорош тем, что мы занимаемся на расстоянии. У нас нет рисков заразить друг друга, что особенно важно в период пандемии.

Также нам было важно, чтобы присутствовало общение. У Карена это как раз очень хорошо получается. Он не просто пришел прочитать материал, у него всегда есть обратная связь, он выразит свое мнение, спросит мнение других, ответит на вопросы. Конечно, информацию любой желающий может найти в интернете, но у нас смысл в том, чтобы участники, в первую очередь, смогли пообщаться. Во-первых, со спикером; во-вторых, между собой, чаще всего через чат.

Я очень рада, что студенты меня поддержали и мы запустили такой проект. Они его полностью самостоятельно ведут, я лишь связующее звено между нами и Москвой. Мы им отправляем пресс-релиз на сайт и записи эфира в качестве отчета.


Мотивация участия организаторов в проекте

Карен: Во-первых, для организаторов это опыт. Когда чувствуешь себя лектором, ты понимаешь, что это что-то новое для тебя, особенно когда хочешь быть учителем в будущем. Я понимаю, что когда веду лекцию, то, можно сказать, являюсь учителем в школе. И поэтому неудивительно, что этот опыт помогает хотя бы избежать будущей боязни при работе.

Во-вторых, моральная составляющая. Для меня главной причиной была инклюзивность клуба. Я понимаю, что такие шансы в плане науки, эмоций предоставляются детям с ограниченными возможностями здоровья не слишком часто. Это очень тронуло меня и поэтому я с удовольствием принял предложение Екатерины Андреевны и стал сооснователем этого клуба. Но надеюсь, что в будущем будет больше детей с ограниченными возможностями здоровья и клуб будет развиваться.

Юрий: Самым простым ответом было бы «меня попросили — я пришел». Но соглашусь с Кареном, причин было довольно много. Если он хочет стать учителем, то я хочу связать свою жизнь с наукой. А неотъемлемая часть науки – это такие лекции, ретранслированные научные статьи, потому что нужно уметь представлять свои научные взгляды, свою работу.

Одна из лекций выросла из моей научной статьи, которую я писал на конференцию. Кроме того, как любой ученый, я должен уметь читать эти лекции и для меня это очень хорошая возможность тренировки этих навыков работы на публику, ораторского мастерства.

Что касается составляющей инклюзивного образования, для меня эта тема животрепещущая. В этом году я стал представителем КРО «Всероссийское общество инвалидов» в Молодежном Парламенте Республики Коми. Мое жизненное кредо ориентировано на людей с ограниченными возможностями здоровья. Я всегда призывал к равенству возможностей детей с инвалидностью и без. Я не вижу особой разницы между этими людьми. Когда я читаю лекцию — я читаю ее для всех, а не конкретно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все гораздо проще, но объяснить это сложно.

У организаторов в планах много интересных тем для освещения. Встречи клуба проходят каждую пятницу в 19:00 на видеоплатформе Zoom. Анонсы можно узнать в группе ВК https://vk.com/zhuravlik11, а также в группе Института истории и права https://vk.com/istorikprav.

Екатерина Ахмадуллина, 3 курс, журналистика

Фото предоставлены героями публикации