26 мая 2021

Университет для студентов: на международной конференции в ВШЭ обсудили способы привлечения и удержания молодых ученых

Во второй день Восьмой международной конференции «Образование и мировые города: третья миссия университетов и студенты» руководители российских университетов, их зарубежные коллеги и бизнес-партнеры обсудили задачи и механизмы участия университетов в социально-экономическом развитии территорий и представили ключевые партнерские проекты, реализуемые в регионах. В числе докладчиков была ректор СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова.


Центральной темой конференции в 2021 году стала третья миссия университетов.

Второй день конференции открыли две панельные сессии и один круглый стол, проходившие параллельно. Панельная сессия трека «Третья миссия» была посвящена роли студенческих команд в развитии регионов. 


В рамках трека «Репутация» речь шла о студенческих ожиданиях и условиях, определяющих их благополучие в стенах университета. Ключевая проблема, выделяемая рядом спикеров — как сократить разрыв между ожиданиями и реальностью. Ожидания при этом могут быть связаны как с процессом обучения, так и с факторами бытования, которые существенным образом влияют на пространственную мобильность абитуриентов. 


Одним из важных акцентов работы конференции стало обсуждение возможностей наращивания академических компетенций университетов как залог их устойчивости и востребованности работающих в них специалистов.

Дискуссия вокруг инструментов привлечения и удержания молодых ученых в академической среде стала попыткой найти единые подходы для обеспечения устойчивости университета и его развития в условиях оттока специалистов за рубеж или же в принципе за пределы академической сферы, а также общего сокращения прироста количества специалистов с учеными степенями. Свои варианты работы в этом направлении представили крупные университеты страны: Алтайский, Новосибирский, Мурманский арктический и СГУ им. Питирима Сорокина.

Ольга Сотникова в своем докладе рассказала об успешных ученых и исследователях, которых дал науке Сыктывкарский университет. Она подчеркнула значимость роли ведущего ученого, который может сформировать научную школу вокруг себя. В ней молодые ученые, вчерашние студенты, будут руководить научными проектами, получать гранты, защищать диссертации, становиться наставниками для новых поколений.


- Мы много говорим о поддержке молодых ученых, о том, как предоставить им комфортные условия для дальнейшего развития и продолжения обучения в аспирантуре. Однако зачастую мы забываем о научных руководителях: их точно так же нужно мотивировать, потому что они работают под большим грузом разнообразных задач. От того, какую они создадут лабораторию, научную группу, как будут поддерживать атмосферу в ней, будет зависеть результат научных достижений. Нужно активно заниматься мотивацией ведущих ученых. Причем эта мотивация должна быть как материальной, так и нематериальной.



Проректор ВШЭ Мария Юдкевич обратила внимание на то, что проблема привлечения и удержания молодых ученых не снимается высокими рейтингами учебных заведений, потому что в случае остановки поисков ситуация может измениться очень быстро. Она предложила подумать о том, как выстроить баланс процессов, направленных на производство собственных кадров, и на их привлечение со стороны. В качестве варианта механизма привлечения Мария Марковна представила программу НИУ ВШЭ для международных и российских постдоков.


Центральным мероприятием конференции стало пленарное заседание, посвящённое проектному повороту в университетском образовании. На площадке конференции выступили представители Алматинского университета Менеджмента, Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и Тюменского государственного университета. 

Пресс-служба по материалам Высшей школы экономики
Фото Высшей школы экономики