19 апреля 2022

Филологи СГУ стали лучшими на всероссийском конкурсе исследовательских работ о преподавателях словесности

В 2022 году Всероссийский конкурс исследовательских работ под названием «Преподаватель словесности и его роль в формировании культурно-образовательного пространства» прошел во второй раз. В конкурсе прияли участие более тридцати молодых исследователей из Владимира, Вологды, Оренбурга, Пскова, Сыктывкара, Ярославля.

В 2021 году Вологодский государственный университет и СГУ им. Питирима Сорокина выступили с инициативой проведения Всероссийского конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу, посвященную преподавателю словесности – ученому, учителю, исследователю родного края, популяризатору идей словесного творчества и межкультурной коммуникации. Предметом обсуждения в конкурсных работах стало научно-методическое наследие известных российских учёных Л.А. Вербицкой, М.А. Кронгауза, С.А. Мызникова, Т.В. Черниговской, преподавателей-методистов Л.И. Ходяковой, Е.Н. Ильина, ярких представителей региональных научных школ Ю.И. Чайкиной, С.Н. Смольникова, В.И. Чуглова. Статьи всех участников конкурса были опубликованы в сборнике научных работ молодых учёных «Филология смотрит в будущее» (Вологда, 2021).

Основная цель конкурса – приобщиться к идеям отечественной филологии через знакомство с личной историей и научно-методическим наследием российских филологов – собрала вокруг него коллектив единомышленников, убедила организаторов в том, что этот конкурс обязательно нужно сделать продолжающимся.

Конкурс проходил в два тура: на первом конкурсное жюри оценивало качество научных статей, посвящённых классикам филологической науки, осмыслению их научного наследия и методического опыта. Во втором туре были представлены научные доклады победителей первого тура.

Работы первой номинации «Филология в лицах: галерея коммуникативных портретов» оценивали кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии СГУ им. Питирима Сорокина Татьяна Бунчук и ученый секретарь Института лингвистических исследований РАН Ольга Николаевна Крылова.


В этой номинации соревновались студенты выпускного курса Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. Лучший доклад представили Софья Коснырева, Виктория Тебенькова и Татьяна Терентьева. Их работа посвящена личности Владимира Викторовича Колесова, «Моцарта петербургской русистики», как его называли коллеги и друзья.

Второе место получила работа Валентины Усатовой – она рассказывала об основателе Курской школы лингвофольклористики Александре Хроленко. Научные интересы Валентины и её научного руководителя – кандидата филологических наук, доцента Татьяны Каневой тесно связаны с этим направлением филологии, поэтому работа получилась многоаспектной и глубокой, позволила слушателям осмыслить как научно-исследовательскую, так и учебно-методическую значимость работ курской школы, идейным вдохновителем которой является Хроленко.

Третье место заняла коллективная работа Ивана Иевлева и Софьи Ивониной. В этой работе был представлен коммуникативный портрет Максима Кронгауза – известного российского ученого и популяризатора науки, полемические выступления и книги которого оказывают заметное влияние на умы современной молодежи. Вокруг этой работы развернулась широкая дискуссия: кажущаяся простота общения ученого с читателем и зрителем – это вершина айсберга, подводную часть которого составляют труды Кронгауза по грамматической семантике, социолингвистике и теории речевой деятельности.


Работы второй номинации «Классики филологической науки: осмысление научного наследия» оценивали доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, журналистики и теории коммуникации Вологодского государственного университета Елена Ильина и кандидат филологических наук, доцент Наталья Фишер, преподаватель языковой школы OISE Гейдельберга (Германия).

В этой номинации встретились конкурсанты из Пскова, Оренбурга и Вологды. В их работах продолжилось обсуждение научной концепции наследии Максима Кронгауза, а также были весьма полно освещены биографии известных ученых ХХ века – литературоведа Евгения Маймина и лингвиста Николая Зорина. Лучшими в этой номинации оказались студентки Псковского государственного университета Софья Краснова и Ольга Михайлова. Их работа выполнена под руководством доктора филологических наук, профессора Аиды Разумовской.

Второе место в номинации получила третьекурсница Оренбургского государственного педагогического университета Мария Жулева (научный руководитель – доктор филологических наук, доцент Елена Бекасова), а третье – студентка третьего курса Института социальных и гуманитарных наук Вологодского государственного университета Мария Петрова (научный руководитель – доктор филологических наук. профессор Елена Ильина).

В третьей номинации «Преподаватель словесности: освоение педагогического опыта» работы оценивали кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка, журналистики и теории коммуникации Татьяна Овсянникова и кандидат филологических наук, доцент Елена Малеева, преподаватель русского языка как иностранного Венского университета прикладных наук (Австрия).

Лучшую работу в этой номинации представила Ульяна Батанова, магистрант Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. В ее исследовании были обозначены проблемы филологического образования, обсуждаемые на страницах журнала «Родной язык в школе» в 1914 году и до сих пор не утратившие своей актуальности.

Второе место в номинации получила работа магистранта Вологодского государственного университета Марии Паничевой, посвященная проблемам научно-методического освоения хэштегов – относительно новых коммуникативных единиц интернет-коммуникации, лингвистический статус, семантика и грамматическая специфика которых еще ждут своего исследователя.

Завершила тройку лидеров в этой номинации работа студентки выпускного курса Вологодского педагогического колледжа Юлии Волковой. Под руководством кандидата филологических наук Елены Кириловой она исследует специфику деятельности учителя в ходе формирования языковых понятий у младших школьников в подготовительный период обучения грамоте в начальной школе.

Организаторы конкурса отмечают, что обсуждение личного клада известных ученых и педагогов в развитие филологической науки и методики преподавания словесности находит живой отклик у молодых исследователей, служит делу научной преемственности, поддерживает региональный патриотизм и связь поколений в отечественной филологии. Основная задача конкурса: выявлять молодые таланты и способствовать сохранению культурно-образовательного пространства России – привлекает к нему все новых и новых участников, аккумулирует свежие идеи развития номинаций конкурса и форм его проведения.

Пресс-служба по материалам Института гуманитарных наук