24 июля 2013

Наталья Бутрим: «Наши волонтеры проходят путь от этапа «просто жалеть» до этапа  «конструктивно помочь».

 

Наталья Александровна Бутрим. Старший преподаватель кафедры социальной работы Института социальных технологий. Преподает дисциплины  «Предпринимательство и бизнес-планирование в социальной сфере», «Экономические основы социальной работы», «Современная теория социального благополучия», «Инновационная деятельность». 

Руководитель добровольческого движения «От сердца к сердцу».

 

Об итогах учебного года

 

-                     Наталья Александровна, давайте подведем итоги работы добровольческого движения «От сердца к сердцу» в прошедшем учебном году. Что удалось сделать, какие проекты вы считаете наиболее удачными?

-                     Один из наиболее удачных -  проект «Поиграй со мной». Он занял второе место по республике в Год молодежи, мы получили диплом Министерства образования Республики Коми за один из лучших проектов, реализованных на территории региона. 

Еще я бы назвала один из моих любимых проектов - «Старшая сестра», реализованный совместно с Агентством по социальному развитию Республики Коми и социально-реабилитационным центром села Ыб Сыктывдинского района.  Также мне нравится проект Street-арт – выставки и мастер-классы с детьми, с трудными подростками.

Все проекты были поддержаны спонсорами, среди которых – банк ВТБ-24, Управление федеральной службы исполнения наказаний РФ по Республике Коми, Tele2 и другие.  

 

Планов на следующий учебный год много. Мы продолжим  проект «Поиграй со мной» в части изготовления настольных игр, он будет окончательно реализован в сентябре – октябре. Также мы готовим методическую базу по проекту «Старшая сестра» для его дальнейшей реализации в других учреждениях Агентства социального развития или Министерства образования. Кроме этого, планируются к реализации еще несколько проектов, под которые мы сейчас ищем средства.

 

- В апреле в университете прошла II выставка социальных проектов «Социальные решения – глазами молодых», на которой были представлены проекты студентов университета,  педагогического института, Сыктывкарского лесного института, педагогического колледжа им. И.А. Куратова. Такая практика себя оправдала?

- Мы в первый раз пригласили на эту выставку потенциальных спонсоров, и это оказалось очень эффективно, потому что мы смогли привлечь средства сразу в несколько проектов.

 

- Формат ее проведения вас устроил?

- Я бы рассматривала выставки в форме видеопрезентаций обязательно с участием руководителей проектов. Это позволит привлечь большее количество  потенциальных спонсоров. Мы видим, что многим представителям бизнеса очень интересно участвовать в молодежных проектах, они готовы их поддерживать и финансировать.

 

 

О проекте «Старшая сестра»

 

- Как вы считаете, повлияет ли на  дальнейшую судьбу девочек из социально-реабилитационного центра их участие в проекте, или это просто временная поддержка?

-Мы старались выстроить этот проект на перспективу, чтобы все его участники не потеряли между собой связь. У нас проходили занятия по обучению компьютерной грамотности, мы научили детей пользоваться электронной почтой и скайпом. Связь между «сестрами» сохраняется. Не смотря на то, что проект завершен, девочки постоянно пишут просто о текущих новостях, о проблемах. Надеюсь, что общение продолжится дальше. Особенность в том, что дети в СРЦН находятся временно, если мы планируем в дальнейшем с ними общаться, мы уже не можем приехать в приют и увидеть их там. Это общение будет вне стен СРЦН. Самое главное – это та близость, которая в рамках проекта получилась и которая поможет в дальнейшем выстраивать взаимоотношения. «Младшим сестрам» было очень приятно, что у них появились «старшие».

 

- А если у девочек случится ситуация, которая потребует каких-то действий, помощи, «старшие сестры» имеют контакты с социальными службами?

- Я могу сказать, что дети находятся под постоянным сопровождением сотрудников центра, которые принимают решения. «Старшие сестры» могут оказать только моральную поддержку. 

 

- Какой этап проекта, на ваш взгляд, самый удачный?

- Мне больше всего понравилось его начало, - я сразу поняла, что это один из моих любимых проектов. Мы объявили девочкам, что это будет большая игра, где «старшие сестры» помогают «младшим» пройти все ее этапы. Очень важным элементом стал дневник достижений, который завела каждая девочка,  а помогала вести «старшая сестра». Там описывались их успехи, добрые дела. Это помогло участницам проекта  немножко по-другому посмотреть на себя, повысить свою самооценку и наметить какие-то шаги для саморазвития, потому что они записывали все этапы игры, все рекомендации, инструкции. Это была важная составляющая, и на первом занятии большой интерес вызвали именно дневники. Мы сделали их яркими, красочными. И по результативности они тоже помогли.

Уже с третьего занятия дети со слезами расставались со «старшими сестрами». Один из трогательных моментов – последняя встреча. Была игра «большие обнимашки», мы высказали друг другу пожелания на будущее. Это было для всех нас важно, потому что в завершающей части мы услышали, что было полезного в этом проекте.

 

- Какие эмоции испытывали «старшие сестры»?

- Они начали понимать, что это не просто общение. Они действительно  могут  помочь «младшей сестре» справиться с какими-то трудностями, в том числе внутренними. Дети зачастую эмоционально нестабильны, приходилось их успокаивать, разговаривать с ними. Для наших ребят было очень важно понимать эту ответственность.

Всегда для поездок к «младшим сестрам» был полный автобус, нам даже не хватало места. Когда мы начали предоставлять информацию о ходе реализации этого проекта, и ее увидели ребята из других факультетов, других курсов, желающих было очень много. Можно спокойно рассматривать продолжение этого проекта в других учреждениях.

Сейчас мы сформируем методическую базу. Этот проект имеет аналоги в России, но в Республике Коми он реализуется впервые. Методическая база, которая была разработана, позволит проект расширять, тиражировать и привлекать к нему новых участников, в том числе студентов КГПИ, Сыктывкарского лесного института. Одна из важных составляющих социальных проектов – это апробация. Если она прошла успешно, то можно рассчитывать, что проект будет жить.

 

- Будет ли этот  проект продолжен с  СРЦН села Ыб?

- Видите ли, это не только вопрос участия самих студентов, это вопрос хотя бы частичного финансирования. Транспортную составляющую и расходы по проекту нужно обеспечивать. Если финансовая поддержка продолжится, конечно,  мы будем реализовывать  этот проект дальше.

 

О проекте «Поиграй со мной».

 

- Почему именно играм отдан приоритет?

- Мы пробовали различные направления, в том числе арт-терапию, и она дала очень хорошие результаты. «Поиграй со мной» - это игротерапия, где через общение, через развитие коммуникативных навыков ребята могут понизить уровень внутренней агрессии, учатся проигрывать и выигрывать, учатся общаться, договариваться, развивают свой кругозор, потому что мы предлагаем большое количество древних игр, развивают свое стратегическое и логическое мышление.

Мы рассматриваем этот проект как способ формирования детского, подросткового, семейного досугового пространства. Это прекрасная альтернатива компьютерным играм. По результатам этого года мы охватили более 800 человек. Из них больше половины – постоянные участники, они живут этим, у них уже есть собственные игры.

Мы помогли сформировать игротеки в большом количестве учреждений. Важным результатом  я считаю сотрудничество с республиканской юношеской библиотекой, где сформировалась бесплатная еженедельная игровая площадка, которую посещают дети, подростки, молодые инвалиды, семьи с детьми.

 

- Какова идеальная модель развития этого проекта? До каких масштабов он может вырасти?

- В идеальном варианте игротека должна быть в каждой школе, дети могли бы играть на площадках, в группе продленного дня. Это игротеки в детских садах, в учебных заведениях, ну и, конечно, проведение чемпионатов по настольным играм между школьниками и вузами, между семьями.

Интересная площадка – антикафе, которые недавно появились в нашем городе. Наши студенты помогают игротехникам и консультируют по поводу игр в антикафе «Кампус», думаю, это любопытный молодежный формат.

Мы обсуждаем проведение межшколных и межвузовских чемпионатов. Есть партнеры, которые готовы помогать в их проведении.

 

 

О студентах.

 

- На ваш взгляд, студенты довольны работой в прошедшем учебном году?

- Я думаю, что да. Многие рассматривают возможность поездок в международные волонтерские лагеря, на Селигер и в Балтийский Артек, который сейчас собирает лидеров молодежных объединений, в том числе и с опытом реализации социальных проектов.

 

 

 

- В следующем учебном году вы будете привлекать новых студентов к работе добровольческого движения?

- Мы ежегодно привлекаем новых студентов, пятый курс уходит, и нужен приток свежих сил.

 

- Почему студенты идут работать в добровольческое движение?

- Мы исследовали их мотивацию. Основное - возможность самореализации, профессиональной подготовки, общение с близкими по духу ребятами, которые могут бескорыстно кому-то помогать.

 

- Вы отслеживаете судьбу выпускников, принимавших участие в добровольческом движении? Как они строят карьеру? Их профессиональный путь чем-то отличается от других?

- Участие в добровольческом движении для них не проходит даром.  Они совсем по-другому смотрят на свою работу в социальной сфере. В первую очередь они рассматривают возможности реализации различных социальных проектов  на базе своих учреждений и участия в конкурсах и грантах – такие навыки у них есть. Это их не пугает, наоборот, расширяет их возможности. Они имеют опыт разработки проектов, фандрайзинга, освоения средств. Для меня важно, чтобы ребята в рамках нашего движения участвовали в разных проектах, чтобы у них был разноплановый опыт – и помощь детям-инвалидам, и социальным сиротам, и детям, лежащим в больницах.

 

- Какой процент студентов Института социальных технологий принимает участие в работе движения?

- Я  считаю не в процентах от общего числа студентов, а в абсолютных цифрах. В этом году работало более 60 волонтеров.

 

- Какими качествами нужно обладать студенту, чтобы стать волонтером?

- На мой взгляд, одно из ключевых качеств, которым должен обладать волонтер, - ответственность. Когда человек ответственно подходит к выполнению дела, которое он делает бесплатно, бескорыстно и от души, не должно быть так: «Я сегодня захотел, а завтра не буду этого делать». Если ответственный человек включается в работу, он ее не бросает, на него можно положиться. И первое, чему мы учим новичков, - это такой ответственности. Да, они приходят, потому что это их внутренний порыв, они часто его даже не могут объяснить. Но нам нужно воспитать в них это качество, обязательное  для успешной работы.

 

- У новичков не вызывает страха то, что им придется столкнуться с людьми, находящимися в трудной ситуации?

- Это их не отталкивает. Наоборот, они ощущают свою нужность. Однажды новенькая студентка приняла участие в акции и потом сказала: «Я могла эти полтора часа походить по магазинам, побыть с подружкой. А оказывается, за это время можно помочь другим и увидеть, что моя помощь нужна». У них другие ощущения и понимание того, что их время и силы могут быть могут быть использованы не в пустую.

 

- А есть какие-то качества, которые могут помешать студенты стать волонтером?

- Мы никогда не отбираем волонтеров. Общаясь с  руководителями волонтерских центров Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, мы узнаем, что они, действительно, проводят отсев волонтеров, которые подходят или не подходят на какие-то участки работы, например, с онкологически больными детьми, в хосписе. Здесь действительно нужен отбор. А к нам приходят абсолютно разные ребята, мы никогда не проводим никакой отсев, всем, кто к нам пришел, мы стараемся найти дело, соответствующее его способностям и желаниям. 

 

-    Меняется ли уровень студентов, поступающих в Институт социальных технологий?  На что сейчас нацелены будущие социальные работники?

- В добровольческое движение, как правило,  приходят сразу, с первого курса. И этот выбор вполне осознанный. Многие остаются до пятого курса.

Руководители добровольческих центров  из других городов говорят о том, что волонтеры «выгорают» за полтора-два года. Наши ребята работают и три, и четыре, и пять лет. Это говорит о том, что они видят свое будущее в социальной сфере и видят перспективы. Меняется мотивация в плане повышения профессиональных компетенций, они рассматривают добровольчество как ступеньку своей карьеры.

 

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы работать в социальной сфере?

- На мой взгляд, обязательны профессиональные компетенции в сфере социальной работы, но на сегодняшний день их недостаточно. Очень важно получить юридические и экономические навыки. Эта связка становится востребованной. Личные качества, которыми должен обладать человек -  коммуникативность, инициативность, старательность.

 

-По поводу выгорания. Эта проблема существует у специалистов, которые работают с людьми, оказавшимися в трудных, кризисных ситуациях. Как вы помогаете студентам, которые занимаются волонтерством? Они ведь  достаточно молодые, личность еще формируется, нет определенной устойчивости к стрессам.

- Это очень актуальная проблема для волонтеров и специалистов по социальной работе. С нашими волонтерами мы применяем такой метод профилактики выгорания, как рефлексия. Они рассказывают, что они чувствуют, что на них произвело большее впечатление, и  сразу видно, кто из них нуждается в психологической помощи. Это позволяет контролировать процесс «выгорания» и работать волонтером много лет.

Ребята начинают воспринимать проблемы и трудности очень конструктивно. Они начинают понимать, что чистые эмоции – это просто трата сил. Если тебе жалко человека – ты можешь просто эмоционально его жалеть, поплакать, а можешь подумать, как ему помочь. Наши волонтеры проходят путь от этапа «просто жалеть» до этапа  «конструктивно помочь». Я очень рада, что они действительно начинают так мыслить. Это очень важно именно для социальных работников – не критиковать социальную политику и проблемы общества, а находить пути для решения конкретных проблем.

 

-  Каких качеств не хватает современным социальным работникам?

- Часто не хватает кругозора в плане зарубежного опыта, опыта других регионов. У нас мало информационных площадок, где можно посмотреть этот опыт и адаптировать для нашей республики.

Разработать  и реализовать социальный проект, найти деньги, получить результат - это  непросто. Тем не менее, многие сотрудники учреждений социальной сферы этим занимаются.  Я считаю, что именно эти люди на своем месте, это их призвание, все свои силы они отдают помощи. Пусть громко сказано, но это подвиг. Люди не стремятся к материальному благополучию, а отдают свою жизнь служению другим.  Это огромный вклад в развитие нашего общества.

 

- Вы бы хотели, чтобы ваши дети занимались волонтерством?

- Они уже занимаются. В большинстве проектов участвуют Люба и Артем (старшая дочь и средний сын). Они видят, зачем это нужно, и для них важна оценка того, что у них есть. Они понимают, что  тоже кому-то могут помочь.

 

 

***

«Поиграй со мной» – игротеки и чемпионаты

Цель проекта – формирование позитивного досугового пространства для детей, подростков, и семейного отдыха, посредством развивающих, стратегических, древних настольных игр с участием добровольцев СыктГУ. Проект «Поиграй со мной» реализуется с  осени 2011г., по нескольким направлениям: проведение игротек; оснащение настольными играми социальных реабилитационных центров для детей с инвалидностью. Обучено 60 студентов-игротехников; охвачено 800 чел. (детей и семей); создана игротека в СыктГУ более чем из 40 игр; оснащены 3 игротеки (СРЦН Ухты и Сосногорска, СРЦ для детей и подростков с инвалидностью г. Сыктывкара); проводятся еженедельно игротеки с молодыми инвалидами в Юношеской библиотеке, ТЦ Рублик.


 DSC_0044.JPG

«Поиграй со мной» – изготовление настольных игр и оснащение игротек детских социальных учреждений.

Инновационный социальный проект студенческого добровольческого движения СыктГУ «От сердца к сердцу»  и ГУФСИН России по Республике Коми.

Цель проекта – в рамках взаимодействия СыктГУ с  ГУФСИН России по РК  изготовить, доставить и оснастить  в 2013г. игротеки социальных учреждений  для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, комплектами древних и современных настольных игр для развития стратегического и логического мышления, досуга  у детей младшего школьного, и школьного возраста. Изготовление древних настольных игр из натуральных материалов на базе ПУ № 20 и ПУ №16 ГУФСИН России по  РК позволит осужденным на добровольной основе проявить свою заботу о детях- социальных сиротах Республике Коми.

 

DSC_0042.JPG


Социальный проект «Старшая сестра»

запущен  добровольческим движением СыктГУ «От сердца к сердцу  24 апреля. Проект разработан совместно с  социально-реабилитационным центром села Ыб Сыктывдинского района и реализуется при поддержке Агентства РК по социальному развитию. Данный проект направлен на создание среды для саморазвития и социализации воспитанниц центра посредством реализации проекта-игры.

Каждая участница-воспитанница центра при поддержке «старшей сестры» - волонтера добровольческого движения  в ходе игры проходит 6 цветных уровней, включающие занятия по фотографии, работе на компьютере, кулинарии, парикмахерские мастер-классы. В игру органично  «вплетены» уроки «Доброта духовная», направленные на формирование нравственных ценностей.

DSC_0060.JPG