21 марта 2023

Студенты Юридического института приняли участие в профориентационном информационно-образовательном семинаре по актуальным вопросам поступления на государственную гражданскую службу

17 марта 2023 года на базе Юридического института СГУ им. Питирима Сорокина состоялся профориентационный информационно-образовательный семинар «”Мифы и реалии” государственной гражданской службы: порядок отбора и поступления на государственную службу, методы оценки кандидатов на должности». Идейными вдохновителями, организаторами и ключевыми акторами семинара выступили представители Управления государственной гражданской службы Администрации Главы Республики Коми – высококвалифицированные специалисты в области психологии – Наталия Сергеевна Юрепина, начальник отдела оценки и привлечения персонала, Ольга Александровна Денисенко и Марина Владимировна Ясакова – консультанты-эксперты отдела оценки и привлечения персонала. В организации мероприятия приняли участие преподаватели Земсков Д.А. и Чалых И.С., а непосредственными участниками выступили студенты 4 курса Юридического института.


Первый этап семинара был представлен лекцией-презентацией Н.С. Юрепиной, посвященной особенностям содержательной интерпретации и направлениям реализации государственной гражданской службы, а фокусно – развенчанию «мифов» о данном виде государственной службы, весьма распространенных в молодежной среде. В данной связи лектор представила обзор категорий наиболее востребованных для органов публичной власти, государственных и муниципальных учреждений Республики Коми специалистов – по направлениям и уровням подготовки в рамках образовательных программ высшего образования, среди которых юриспруденции отводится немаловажная роль. Акцентировалось внимание на реальных условиях оценки возрастного критерия и опыта профессиональной деятельности, включая наличие широкого спектра возможностей для поступления на государственную гражданскую службу сразу после окончания вуза. Определенное внимание уделялось значению и потенциалу такого института государственной службы, как кадровый резерв, его универсальности, а также обоснованию перспективности участия выпускников в конкурсе на включение в его состав, вне зависимости от первичных функционально-профессиональных ориентиров. Далее доступно и алгоритмично был раскрыт конкурсный порядок поступления на государственную гражданскую службу, в том числе раскрыты и прокомментированы: базовый перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, основы и особенности правового статуса государственного служащего, ограничения и запреты на государственной гражданской службе.


Значительный интерес со стороны студентов вызвала презентация актуальных проектов Администрации Главы Республики Коми, в том числе для молодежи – будущих профессионалов в сфере государственной гражданской службы. В качестве наиболее перспективного для обучающихся выпускного курса Юридического института анонсирован проект «Стажер», целями которого являются популяризация государственной службы среди молодежи, демонстрация ее открытости для квалифицированных специалистов, а также получение молодыми специалистами опыта работы в системе государственного управления и реальной возможности определиться с направлением своего дальнейшего профессионального развития. Характеризуя данный проект, лектор уточнила основные этапы и особенности прохождения конкурса для участия в проекте «Стажер», требования к кандидатам, а также юридически значимые последствия победы в конкурсе – годовая оплачиваемая стажировка в четырех органах власти Республики Коми (по три месяца на базе каждого). Не вызывает сомнений, что данный проект позволяет получить «вчерашним студентам» неоценимый первый опыт профессиональной деятельности, причем в различных сферах публичного управления.


В завершение лекции-презентации Н.С. Юрепина обозначила сущность, назначение и специфику такой немаловажной стадии процесса поступления на государственную гражданскую службу, как комплексная оценка кандидата на соответствующую должность. В частности, были конкретизированы ее ключевые элементы (блоки), включая оценку базовых и профессиональных знаний и умений кандидата, в том числе по заявленному для участия в конкурсе направлению деятельности. Акцентировано внимание на возможности предварительной самопроверки посредством ресурсов, размещенных на официальном сайте Управления государственной гражданской службы, к примеру, раздела «Примерь госслужбу на себя», представленного в форме теста.

Второй этап семинара проходил в интерактивной форме и включал цикл интеллектуальных тестов, которые студенты проходили в режиме реального времени. При этом не менее ценной стала предварительная консультация-разъяснение ведущих акторов о необходимости внимательного отношения к вводному инструктажу специалиста-психолога – перед такими тестами – в рамках реальной конкурсной процедуры.


Третий этап мероприятия представлял собой модельную версию соответствующих процедур поступления на государственную гражданскую службу и состоял из двух стадий, посвященных оценке личностных качеств и особенностей кандидата. Первая из них предполагала целый комплекс компетенций, систематизируемых и оцениваемых в зависимости от конкретной должности, на которую претендует кандидат, и направления профессиональной деятельности. На данной стадии обучающиеся проходили отдельный психологический тест, по результатам которого узнали свои личностные особенности. Вторая стадия – наиболее динамичная и эмоционально окрашенная – проводилась в форме деловой игры, в которой были задействованы все студенты, а текущий мониторинг, как и последующий анализ с элементами обратной связи обеспечивали специалисты-психологи – ведущие акторы семинара. И здесь следует согласиться, что именно формат деловой игры позволяет не только зафиксировать и оценить со стороны личностные и профессиональные качества кандидатов (на должности гражданской службы), но и самим участникам осознать свои сильные и слабы стороны, оценить умение корректно и результативно коммуницировать, навыки работать в команде, определять свою роль в последней с точки зрения эффективности и нацеленности на общий результат.


Завершающий – четвертый – этап семинара был посвящен собеседованию с кандидатом, которое на практике проводится специальной конкурсной комиссией. Здесь ведущие акторы акцентировали внимание на значимости данной процедуры и рисках ее недооценки претендентами на замещение должностей гражданской службы. Так, именно успешно пройденное собеседование может помочь минимизировать огрехи и ошибки, допущенные кандидатами при прохождении иных конкурсных процедур. Однако достижение достойного результата требует ответственной подготовки и, в первую очередь, самоинформирования с использованием открытых данных и общедоступных (в том числе правовых) ресурсов. В данной связи весьма полезными и актуальными стали конкретные рекомендации по следующим направлениям: 1) ознакомление с положением о фокусном органе власти, его структурном подразделении; 2) ознакомление с предметными должностными обязанностями, функциями; 3) реальная и критичная оценка своих знаний, умений, навыков; 4) анализ собственного опыта, достижений; 5) продуманность собственного имиджа и модели поведения в процессе собеседования.


Подводя итоги мероприятия, необходимо подчеркнуть высочайший уровень профессионализма, организации и взаимодействия с аудиторией, позитивно ответственный личностный подход, продемонстрированные специалистами-психологами – Н.С. Юрепиной, О.А. Денисенко и М.В. Ясакова – представителями Управления государственной гражданской службы Администрации Главы Республики Коми, заслуживающие отдельной благодарности и восхищения. Следует отметить и неоспоримую практическую значимость проведенного семинара как условия и фактора упрочения профессиональной ориентации и организационной подготовки будущих выпускников Юридического института – перспективных государственных служащих.

 

Материал предоставлен Юридическим институтом