13 сентября 2023

Координационный центр провел семинар для сотрудников университета

С профессорско-преподавательским составом обсуждалась тема «Организация работы по социальной и культурной адаптации иностранных граждан и лиц без гражданства, включая студентов». Встреча прошла с участием представителей Республиканского центра социальной-культурной адаптации и интеграции мигрантов в Республике Коми. В дистанционном формате к обсуждению подключился Ухтинский государственный технологический университет. Семинар состоялся в рамках клуба «Открытый диалог».

Спикерами выступили: Ирина Глобенок — руководитель Республиканского центра социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов при Доме дружбы народов Республики Коми; Светлана Обшанская — начальник Международного отдела СГУ им. Питирима Сорокина; Алихан Али оглы Мамедов — младший научный сотрудник Международного центра социальных исследований им. Питирима Сорокина; Татьяна Горохова — специалист по работе с молодежью Координационного центра СГУ им. Питирима Сорокина.


Лариса Бадаева — руководитель Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма СГУ им. Питирима Сорокина, открывая семинар, поблагодарила участников за включенность в работу. Еще раз подчеркнула, что тема, которую предстоит затронуть, актуальна и касается всех присутствующих.

Проблема адаптации иностранных обучающихся в российском вузе является одной из важнейших проблем, которую приходится решать как руководству вуза, так и преподавателям. От того, насколько комфортно будут чувствовать себя иностранные студенты в другой культурной и языковой среде, зависит многое: правопорядок и законность, психоэмоциональное самочувствие и успеваемость ребят, настроения внутри студенческих групп, в которые они интегрированы.


Как показывает практика, если процесс адаптации не налажен, то молодые люди подчас не могут противостоять отрицательным влияниям на новом месте и находят выход из сложной жизненной ситуации в действиях криминального характера: вступают в запрещенные экстремистские сообщества, занимаются распространением запрещенных веществ, решают конфликты силовыми методами.

— Нельзя недооценивать международные экстремистские организации. Для них наши иностранные обучающиеся — «легкая добыча». Они используют их в качестве ретрансляторов радикальной идеологии, а их учебу рассматривают как способ внедрения в студенческую среду с целью проведения вербовочной деятельности, — подчеркнула Лариса Бадаева.

Ирина Глобенок также отметила важность проведения подобных семинаров для обмена опытом лучшими практиками. Ее доклад касался национальной и миграционной политики, как она реализуется в Республике Коми, и через какие государственные программы.

Руководитель Республиканского центра социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов при Доме дружбы народов Республики Коми рассказала о деятельности Центра. Она направлена на помощь мигрантам в адаптации к условиям социально-культурной среды региона, работу с руководителями и активистами национально-культурных организаций, проведение мероприятий в сфере профилактики экстремизма и противодействие идеологии терроризма на территории Коми.

Ирина Глобенок отметила, что Центр выпускает методические брошюры, где размещена необходимая для иностранного гражданина информация, и что эту информацию он готовы рассылать.


Светлана Обшанская говорила о приоритетном проекте «Экспорт образования», который должен стать весомой частью несырьевого экспорта России, способствовать развитию территорий. И от того, как с этой задачей справляется университет, зависит успешность проекта, привлекательность для иностранцев российского образования.

Также руководитель Международного отдела коснулась адаптации иностранных граждан, как она проходит в стенах вуза и над чем надо работать, чтобы лучшие иностранные абитуриенты стремились попасть на обучение в Россию. И чтобы они выбирали СГУ им. Питирима Сорокина.

Не менее содержательным было выступление Алихана Али оглы Мамедова. Он рассказал о личным опыте, как проходила адаптация у него, когда он обучался в Венгрии. Продемонстрировал весь путь от организации встречи студента в аэропорту до заселения его в общежитие. Поделился с преподавателями своими наблюдениями и удачными на его взгляд практиками адаптации к учебному процессу и академической среде в венгерском вузе, то, что можно использовать в Сыктывкарском госуниверситете.


Последним прозвучал доклад Татьяны Гороховой, в ходе которого был сделан акцент на маркеры вовлеченности молодежи в деструктивные движения и меры, направленные на нераспространение идеологии экстремизма и терроризма в сети Интернет. Обсудили организацию профилактической работы в образовательных организациях высшего образования, направленную на предупреждение распространения деструктивного контента в сети Интернет.

После этого участники перешли к блоку «вопросы-ответы», подытожив, что решение адаптационных проблем зависит не только от личностных качеств иностранного студента, но и от стараний учебных заведений, в том числе профессорско-преподавательского состава, в целях своевременного выявления лиц «группы риска» и организации проведения адресной профилактической работы с обучающимися.

Пресс-центр