24 ноября 2023

Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы» в Институте педагогики и психологии

Ежегодно в Институте педагогики и психологии проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы». 23 ноября в рамках конференции работало 7 секций, формы участия от онлайн дискуссий, мастер-классов, баттлаФГ, до круглого стола.

88 участников и 78 докладов из разных уголков Российской Федерации: Санкт-Петербург, Севастополь, Череповец, Челябинск, а также Республика Коми (Воркута, Усинск, Ухта, Сыктывкар, Инта, Троицко-Печорск и др. районы республики).


На секциях обсуждались вопросы:

Секция 1. Современные тенденции образования

Модератором секции выступила Сажина С.Д., к.п.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования, секретарем - Каляманьская В.М., обучающаяся гр. 412п-УОз.

В рамках секции прошла интересная дискуссия по вопросам образования в современном мире. Что такое конкуренция в образовании и как она влияет на воспитание подрастающего поколения, насколько обоснованы экономические методы поощрения, не превращается ли образование в бизнес и каковы будут последствия для следующих поколений, - данные идеи были высказаны Стыровым М.М., к эк.н., доцентом СГУ им. Питирима Сорокина.

Если люди многомерные существа, то и образование тоже должно быть многомерно, предположила в своем докладе Смирнова С.В., к.пед.н., доцент.

О том, как влияет организационная культура образовательной организации на мотивацию сотрудников к самообразованию и повышению своего профессионального уровня на примере своей организации рассказала учитель начальных классов г. Воркуты Шагигареева Ю.И.

Рочева М.Г. и Терентьева Е.А. старшие преподаватели УГТУ (г.Ухта) поделились с присутствующими своими идеями по профессионализации студентов и включению их в образовательный процесс так, чтобы невозможно было получить готовый результат посредством гаджета и искусственного интеллекта, и отметили роль конференций как условие профессионализации студентов.


Секция 2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Модератором секции выступила Герцберг М.В., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии образования.

Были заслушаны выступления педагогов с огромным опытом работы, а так же будущих учителей, аспирантов. Выступления проходили в онлайн и офлайн режимах.

Слушателей заинтересовала тема моббинга и буллинга у школьников, которую представила Кирьянова К.А., обучающаяся гр.341п-БФо Института социальных технологий.

О причинах учебной неуспешности обучающихся 8-9 классов прозвучал в докладе от учителя биологии и химии МОУ "СОШ 25" Мамонтова И.А.


Буртылев В.В. преподаватель-организатор - МБОУ «СОШ» с. Спаспоруб представил вниманию слушателей работу «Научно-исследовательская и опытно-конструктивная работа, как средство формирования психологических компетенций обучающихся».

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста и родителей в период адаптации» представила педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ № 7» г. Усинска Канева Т.Е.

Уделили внимание выступающие и подготовке специалистов в условиях вуза. Скоробренко И.А., аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку ФГБОУ ВО «Южно-Уральский ГГПУ» (г. Челябинск) поделился с аудиторией докладом на тему «Практические аспекты формирования деонтологической готовности будущих выпускников педагогического вуза».

Майорова Т.Е. и Савчина М.Д., к.псих.н., доценты СГУ им. Питирима Сорокина представили результаты исследования «Влияние психологической культуры личности на психологическое благополучие студенческой молодежи (на примере студентов 3 курса)».

В рамках работы секции было уделено внимание темам обучения и воспитания детей с ОВЗ. Орспаева Н.П. учитель-дефектолог из МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» (г. Усинск) поделилась данными о «Развитие ориентировки на микроплоскости у детей с нарушением зрения», Чубатая М.С., логопед БУ СО ВО «ЧЦПД «Наши дети», (г. Череповец) рассказала о «Нейроподходе в коррекции звукопроизношения детей, оставшихся без попечения родителей». Шулакова Н.В. педагог-психолог МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16», (г. Усинск) поделилась наработками о «Работе с родителями (законными представителями) по подготовке воспитанников с ОВЗ к обучению в школе».

Работа секции прошла в активном формате. Слушатели задавали вопросы выступающим и благодарили за трансляцию опыта.


Секция 3. Опыт реализации образовательных стандартов в практике дошкольного образования

Были заслушаны доклады по актуальным проблемам современного дошкольного образования. Оживленный интерес аудитории вызвала проблема организации летнего оздоровительного лагеря «Эколята» в условиях дошкольной образовательной организации. Слушателей интересовали возможности организации проекта в разных возрастных группах, перспективы развития проекта летнего лагеря с учетом расширения содержания работы с детьми в разных направлениях.

Увлекательно был представлен материал по проблеме развития диалогического общения у детей дошкольного возраста. В докладе раскрывались разнообразные формы работы с детьми, вовлекающие их в активный диалог.

Большим количеством наглядности сопровождалось раскрытие проблемы формирования представлений о животном мире у дошкольников. Слушатели проявили живой интерес к содержанию работы с детьми в данном направлении, охотно и внимательно рассматривали дидактические пособия, дополняющие доклад.

Как передовой опыт работы был представлен практический материал по проблеме формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников. Актуальность проблемы вызвала активную дискуссию по проектированию содержания образовательной работы с детьми, форм и средств реализации тематики организованной образовательной деятельности в детском саду. Интерактивный дидактический материал сопровождал авторскую разработку и способствовал глубокому пониманию темы со стороны аудитории.


Секция 4. Опыт реализации образовательных стандартов в практике начального образования

Модератор – Попова А.В., старший преподаватель кафедры начального образования Института педагогики и психологии.

В ходе работы секции были затронуты такие важные вопросы как формирование функциональной грамотности, реализации проектной деятельности, применение дидактических игр, развития орфографических умений в начальной школе. Во время выступления учителя начальных классов делились опытом, итогами проделанной работы.

В работе секции приняла участие Почетный ветеран СГУ им. Питирима Сорокина Докучаева Р.М., кандидат филологических наук, доцент с докладом «К вопросу о формировании у младших школьников лингвистического (логического) мышления». Ее выступление вызвало особый интерес. Раиса Михайловна провела анализ учебников по русскому языку для 3-4 классов с целью выявления упражнений по формированию лингвистического мышления у детей.

В секции участвовали учителя начальных классов МАОУ «СОШ №16» г. Сыктывкара по проектной деятельности и функциональной грамотности: Серебренникова Л.В. с темой «Особенности реализации проектов в начальной школе» и Попова Е.В. «Развитие орфографических умений у обучающихся начальных классов», учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 12 имени Олега Кошевого», г. Сыктывкара Михеева Л.И. с темой «Лингвистические основы работы над непроверяемыми написаниями. Сущность слов с непроверяемыми написаниями». Онлайн выступила учитель начальных классов СОШ с. Летка Потапова Т.А. с докладом «Знаю и применяю в жизни».

Каждое выступление сопровождалось живой беседой. Участники секции обменялись опытом организации учебной деятельности в начальной школе, и взяли себе на заметку некоторые методы и приемы.


Секция № 5. Опыт реализации образовательных стандартов в практике общего образования

В рамках работы секции были освещены различные проблемы, связанные с реализацией образовательных стандартов как обучении, так и воспитании учащихся. Так в исследовании Аверина А.В. «Специфика становления функциональной грамотности в подростковом возрасте» на примере Гимназии искусств, исследуется финансовая грамотность учащихся в 5 и 8 классах. В исследовании отмечается, что в этом возрасте закладываются основы функциональной грамотности, что семья для учащихся является более значима, чем школа в этой проблеме. В целом исследование показало, что рисковое поведение для подростков не являются значимыми. В целом же исследование показало, индекс финансовой грамотности у учащихся гимназии совпадает со среднестатистическими данными по России.

Проблемы подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ по экономике представила Дорожкина Н.Н., учитель истории и обществознания МОУ «СОШ» пгт. Якша, Антонова М.Н., старший преподаватель кафедры начального образования, раскрывала опыт работы учителей по предмету биология (раздел Генетика). Особое внимание выступающие обратили на использование опыта учащихся в их подготовке, использование практико-ориентированных задач, предметов, различных ресурсов обучения, позволяющих не только осмыслить, осознать процесс обучения, но и применять знания в различных видах деятельности.

Кроме того, на секции были представлены результаты исследования Поздеевой В.Т. по теме «Управление оценочными процедурами в школе». Одна из проблем в работе учителя – это разработка контрольно-измерительных материалов по дисциплине. Данное исследование показало, что не все учителя могут разрабатывать эти материалы. Особенно большие проблемы возникают у молодых учителей с разработкой контрольно- измерительных материалов, а именно в определении количества заданий в расчете на единицу времени, соотнесении планируемого результата работы и самого образца задания и др. Исследование автора показало, что возможно управлять оценочными процедурами, а для этого нужно не только глубоко знать саму проблему, но и необходимо разработать единые требования к оцениванию, результатам работы, они должны быть известны и открыты для учащихся и др. Оценочные процедуры не только разработаны, но и прошли успешную апробацию в   МАОУ «СОШ № 12" г. Сыктывкара.

Выступление Торлоповой В.К. по теме «Формирование ценности научного познания обучающихся на уроках литературы» связано с анализом опыта работы учителя и студента на уроках литературы, с целью совершенствования языковой и читательской культуры ученика через организацию занятий по литературе в форме: диалога с культурой, дебатов, написания отзывов, рецензий, учебной исследовательской деятельности и др. Попова А.В. представила доклад на тему «Применение миофасциального релиза среди детей с нарушением в опорно- двигательном аппарате на уроках физической культуры», где отметила особенности использования на уроке физического воспитания техники мануальной терапии, позволяющей учитывать нозологию ученика.

В выступлении Мелентьева С.В. «Особенности семантики глаголов движения во французском языке во франкоязычных странах» представлено исследование студента института иностранных языков, которое позволило установить сходство и отличительные особенности в применении глагола движения в франкоязычных странах.

В выступлении Рачиной С.В. «Совершенствование системы трудового воспитания и профориентации школьников в образовательных организациях» рассматриваются проблемы, связанные с трудовым воспитанием в школе и изменении подходов к этой проблеме, включении трудового воспитания и профессиональной ориентации с сентября 2023 года в образовательную программу в соответствии с образовательными стандартами. Сегодня в образовательных организациях с 6-11 класс профессиональная ориентация является обязательной. Для этих целей разработан курс «Россия – мои горизонты» - представляет собой единую модель профориентационной работы с учащимися. Данный курс представлен на трех уровнях: базовом, основном и продвинутом.

В работе секции установлено, что в образовательных организациях, в практике общего образования совершенствуется не только процессы обучения, воспитания учащихся, но используются различные средства и приемы формирования мотивации, отдельных компетенций, ценностей научного познания, а также уточняются, конкретизируются оценочные средства, и сами критерии оценивания результатов деятельности учащихся.


Секция 6. Опыт реализации образовательных проектов этнокультурной направленности в современном образовании

Открыл работу секции Исаков В.Н. профессор, кандидат физ.-мат.н. СГУ им. Питирима Сорокина с презентации книги «Коквицкая гора – земля отцов», где жителями Усть-Вымского района собран огромный материал о родной земле. Своим выступлением Валерьян Николаевич уделил внимание воспитанию любви к родному краю у подрастающего поколения,

В продолжении темы родного края выступила Козлова Л.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар, которая обобщила опыт работы с дошкольниками с докладом "Условия реализации этнокультурного компонента образования в дошкольном образовательном учреждении (на примере памятных мест Коквицкой горы)".

Воспитатели Ничик Е.В. и Тумаева М.В. (МАДОУ № 86 общеразвивающего вида г. Сыктывкар) представили доклад на тему «Моя малая Родина – Республика Коми» и обобщили опыт работы с детьми дошкольного возраста, в видеоролике показали формы работы, которые реализуются с дошкольниками разных возрастных групп, а также с привлечением родителей.

Расова Е.В. учитель начальных классов ГПОУ «Гимназия искусств при Главе РК» имени Ю.А. Спиридонова, г. Сыктывкар рассказала о приемах работы по формированию читательской грамотности у младших школьников на уроках коми языка (государственного).

Обучающаяся гр. 341п-БФо Игнатова М.В. в соавторстве с Русских Н.Г., к.биол.н., доцентом СГУ им. Питирима Сорокина, представила результаты исследования по теме "Применение коми-национальных подвижных игр на уроке физической культуры как способ развития ловкости у обучающихся начальных и средних классов".

Бочарова Ю.В. и Сажнева И.В., воспитатели МДОУ «Детский сад №3 общеразвивающего вида» г.Ухта, представили доклад на тему "Проектная деятельность этнокультурного содержания как эффективный механизм воспитания основ патриотизма дошкольников".

Коданева В.В. учитель информатики и технологии, МОУ «Средняя общеобразовательная школа», пгт. Якша присоединилась онлайн с выступлением по теме "Использование цифровых технологий на уроках «технологии и информатики» межпредметная связь".

Терентьева С.Н., к.пед.н., доцент и Кабатова Ж.В., ст.преподаватель СГУ им. Питирима Сорокина уделили внимание гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников при изучении учебного курса "Край, в котором я живу".

Оживленная дискуссия, интересные вопросы докладчикам, а также теплая доверительная атмосфера сделала работу секции интересной и насыщенной. Опыт, которым делились педагоги, для многих слушателей станет хорошим мотиватором для воплощения новых проектов в своих образовательных учреждениях.

Секция 7. Цифровые технологии в образовании

На секции поднимались вопросы цифровой трансформации образования на всех уровнях: дополнительного, дошкольного, начального, основного и высшего образования.

В рамках конференции Баженовым И.И., к.физ.-мат.н, доцентом СГУ им. Питирима Сорокина была проведена «Командная онлайн викторина по вопросам функциональной грамотности «Баттл ФГ»». В мероприятии приняли участие команды учителей разных предметных областей. Представленные командами решения проверялись автоматически, и результаты становились известны сразу после окончания мероприятия. Команды призеры Баттла получат удостоверения об успешном выступлении в Баттле ФГ в рамках конференции. Всем участникам викторины будут разосланы электронные сертификаты об участии в конференции.

Результаты викторины: заявлено 5 команд из 12 участников. Победителями стала команда из МАОУ "СОШ" с. Летка. Поздравляем победителей!


 

 

По материалам Института педагогики и психологии