26 января 2024

Этюды о словах: Глухой и глупый

Наши предки, и не только славяне, считали, что ментальные способности формируются с помощью органов восприятия – зрения и слуха.


Ярлык пластинки с песней «Родина слышит» муз. Д. Шостаковича, слова Е. Долматовского, где слова «слышать» и «знать» употреблены как синонимичные: Родина слышит – Родина знает

Соответственно, отклонения от нормальной функции ума – понимать – тоже могут возникать из-за нарушения или неразвитости органов восприятия (см., например, он слушает, но не слышит; он смотрит, но не видит). Предки считали, что если нет способности слышать, то и умственных способностей тоже нет. Одним словом, глухой – это не только слабослышащий, но и глупый. Разумеется, научно это не подтверждается, но миропонимание наших предков было не научным, а интуитивным, да и понимание слуха тоже было иным. Слова «глухой» и «глупый» исторически однокоренные (у них общий корень *glou-), и их смысловую близость можно обнаружить в родственных языках (в словенских и болгарских диалектах слова «glup» и «глупы» означает ‘глухой’) и русских диалектах («глупая ночь» употребляется в значении ‘глухая, темная ночь’, тут же можно вспомнить, что глупость ассоциируется не только с глухотой, но и с темнотой – ср. мракобесие, темный ‘необразованный’ и др.). Умение слушать делает человека умным, имеющим здравый смысл, а неумение – глупым. В свою очередь, слушать – действие, направленное к Другому, предполагающее внимание к нему и уважение, а значит, слушание становится основой со-чувствия (совместного чуяния/слышания), а там и со-знания с со-вестью (совместного знания и ведания).