28 марта 2024

«Очень интересно не только учить, но и учиться у детей чему-то новому» – Руслан Деревесников о работе учителем и преподавателем

Совсем скоро старует приемная кампания, а значит перед старшеклассниками стоит главный карьерный вопрос – какой же профессиональный путь выбрать. Центр развития карьеры запускает цикл интервью с выпускниками СГУ им. Питирима Сорокина, в которых вы сможете узнать все о профессии из первых уст.

Третьим гостем рубрики стал учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 3» Сыктывкара, старший преподаватель кафедры истории России и зарубежных стран Института истории и права СГУ им. Питирима Сорокина Руслан Деревесников.


С чего начался ваш карьерный путь после выпуска из университета? (Какое место работы было первым?)

Мой карьерный путь начался в 2014 году, окончив бакалавриат, я устроился учителем истории и обществознания в школу № 3. Решение возникло спонтанно: перед получением диплома мои одногруппники активизировались и усиленно искали место работы. Чтобы от них не отставать, я стал обзванивать образовательные организации, разместившие вакансии на сайте Управления образования, и устроился на работу в школу, в которой тружусь до сих пор. Школу я рассматривал скорее как подработку, поскольку планировал учиться в магистратуре, но жизнь внесла свои коррективы, и моя работа плавно переместилась на первый план. На третий год работы я поступил в аспирантуру и взял классное руководство (и моя педагогическая жизнь заиграла новыми красками).

В 2017 году по совместительству я начал работать в СГУ им. Питирима Сорокина преподавателем кафедры истории России и зарубежных стран, выполняя функции заместителя директора по внеучебной работе. Выпустив класс, я уволился из школы, поэтому в период с 2021 по 2023 году университет был моим основным местом работы, но весной 2023 году я принял решение вернуться в школу. На данный момент школа – мое основное место работы.

 

Как долго вы определялись с выбором профессии? Что было раньше: выбор специальности в вузе или выбор организации, в которой Вы сейчас работаете?

Педагогические задатки/замашки у меня наблюдались еще с детства. Я любил собирать младших братьев и сестер (двоюродных и родных) вместе и чему-то их учить. В старшей школе и в университете я не думал о педагогической деятельности: желание делиться с окружающими знаниями куда-то улетучилось, были намерения стать ученым. Однако судьба распорядилась иначе – меня почти случайным образом занесло в педагогику, в которой я варюсь уже девятый год. 

Что вам больше всего нравится в своей работе?

Как бы это не было банально, общение с детьми. Очень интересно не только учить, но и учиться у них чему-то новому, наблюдать за их взрослением, за тем, как меняется их мировоззрение, быть причастным к этому. Еще одна причина работы конкретно в моей школе – коллеги. Они у меня самые замечательные, мне с ними очень повезло.


С какими сложностями вам пришлось столкнуться на своей должности в начале работы, и с какими трудностями сталкиваетесь до сих пор?

Изначально – нехватка знаний (в том числе в области методики обучения предметам), недостаточная уверенность в себе и, как следствие, проблемы с дисциплиной. Знаниями предметными и методическими в процессе работы пришлось обрасти, удалось приобрести уверенность и наладить дисциплину. Вообще школа стала для меня своеобразным «тренером личностного роста». Благодаря моей огромной работе над собой, любви и поддержке со стороны детей, администрации и коллег, вопреки проблемам с дисциплиной, во взаимоотношениях с окружающими я избавился от каких-то комплексов, поднял свою самооценку.

Еще одна моя трудность – подготовка к урокам. Устраиваясь работать в школу, я думал, что у меня будет много свободного времени. Это было мое самое главное заблуждение. Проведение урока – это только вершина айсберга, на подготовку к урокам уходит достаточно много времени. Сейчас порой я готовлюсь к урокам тщательнее, чем в начале пути. Еще выбивают из колеи нововведения, которых было очень много даже за мой относительно скромный стаж работы.

 

Расскажите интересные случаи из практики.

Их очень много. Студентам на «Методике обучения истории» я часто рассказываю случай на уроке в моем 9 классе. Мы начали изучать правление Александра I, и в начале урока я предложил проанализировать отрывки из произведений А.С. Пушкина об императоре. В одном из них (отрывок из Онегина) были следующие строки: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой, над нами царствовал тогда». Я задал неудачный вопрос «кому посвящены эти строки», на что получил ответ «о вас». Дети, не зная значение некоторых слов (нам априори понятных), зацепились за фразу «над нами царствовал тогда».

Также совсем недавно одна из учащихся 5 класса, исправляя оценку по истории, назвала меня случайно «музой истории», подняв настроение всем окружающим и мне в том числе. Мой вопрос «Назовите имя древнегреческой музы истории» она расслышала как «Как меня зовут?» и выпалила «Деревесников Руслан Владимирович», что повергло присутствующих в гомерический хохот. В ответ на это я заявил, что отныне ко мне следует обращаться только как «ваше сиятельство, муза истории». 


Какой бы совет Вы дали будущим выпускникам СГУ им. Питирима Сорокина, желающим работать учителем или преподавателем?

Совершенствовать знания по предмету, который намереваетесь преподавать. Методика бессильна и бессмысленна, если учитель плохо знает тему/предмет. Посещать уроки коллег, настаивать на посещении ваших уроков. Не пренебрегать методикой обучения вашему предмету. Овладевать методикой методом проб и ошибок – не самая лучшая затея. В отношениях с детьми быть искренним, таким, каким ты являешься на самом деле. Не стараться понравиться детям в ущерб дисциплине и качеству обучения.