28 июня 2024

Диссертацию преподавателя СГУ им. Питирима Сорокина экспертный совет ВАК признал лучшей 

Экспертный совет ВАК по филологии при Министерстве образования признал диссертацию старшего преподавателя кафедры русской филологии Екатерины Военушкиной одной из лучших в 2023 году. 


Диссертацию на тему «Языковые средства реализации категории достоверности в севернорусских текстах несказочной прозы: опыт мультимодального анализа» Екатерина защитила 22 декабря 2023 года в САФУ имени М.В. Ломоносова. Научным руководителем выступила доктор филологических наук, профессор Елена Ильина. 

В новом выпуске журнала Verbum Екатерина поделилась подробностями своей работы. 

О чем диссертация?

- Диссертация посвящена изучению речи коренных деревенских жителей, которые родились примерно 100 лет назад. Практически все говорящие – жительницы сел Республики Коми и Кировской области, носители севернорусского наречия, к сожалению, их уже нет в живых. Фольклористы СГУ собирали материал в экспедициях, они записывали свои разговоры и интервью на видеокамеру. Разумеется, что избирательно подходить к фиксации материала в живом диалоге невозможно, поэтому приходилось «отбрасывать» очень много разных жанров, которыми я не особо интересуюсь сейчас. А интересны мне жанры несказочной прозы. Это истории о встречах с нечистой силой.

Особенно интересно проследить, как говорящий относится к случаям встречи с представителями нечистой силы. Такие истории изучались фольклористами очень давно. Это так называемые жанры несказочной прозы: былички, бывальщины, поверья и легенды.

Особую роль в таких нарративах занимает установка на достоверность, то есть уверенность говорящего в истинности произошедшего.

С помощью категории достоверности мы можем понять, насколько содержание речи говорящего, по его мнению, соответствует реальной действительности. Что там было в реальности, разумеется, проверить никак нельзя.

Принципиальное отличие этих историй заключается, как я считаю, только лишь в фокусе наблюдения над случаем. Говорящий сам встретил, например, лешего или же ему кто-то пересказал эту историю, или просто все в деревне по какой-то причине верили в то, что одна учительница погибла, потому что проходила мимо злополучного Дедка-озерка. Это такое таинственное место в одной деревне села Усть-Цильма, где часто происходили такие истории.

Довольно долгое время ученые не брали в расчет все, что было выражено средствами лингвистической категории достоверности и способам ее выражения в разных речевых формах: вербальных (словесных) и невербальных (в жестах, паузах, интонации и т.д.). Подобного рода нарративы интересно изучать с точки зрения мультимодальной лингвистики, которая позволяет учитывать не только словесные, но и невербальные средства. Особенно важно понимать, насколько тесно связаны средства выражения категории достоверности, когда говорящий пытается как бы убедить слушателя в истинности произошедшего, с жестами и паузами.

Выяснилось, что в тех историях, где говорящий сам встретил представителя сверхъестественных сил, не присутствуют маркеры недостоверности, т.е. рассказчик действительно верит в истинность встречи, допустим, с чертом. Эта гипотеза подтверждается разными невербальными средствами: жестами, дополняющими подробности истории. Например, где стоял стол, где находилась икона (указательные жесты).


В тех рассказах, где говорящий не был свидетелем случая или же ему просто кто-то пересказал фантастическую историю, встречается намного больше средств выражения недостоверности. Тем самым, рассказчик больше сомневается в истинности встречи какого-то человека с дедушкой-суседушкой (домовым).

В наиболее отдаленном от собственного опыта рассказе встречается редкий случай отношений противоречия между словесным и несловесным каналами информации. Бабушка пыталась пересказать легенду, но то ли забыла, то ли засомневалась и поэтому сделала вид, что не обратила внимания на некую деталь. Но методика детального анализа речи вместе со всеми словами и жестами позволила определить её замешательство в этот момент. Именно благодаря такой методике можно анализировать устную речь более детально и глубоко и даже «видеть» те мысли, которые говорящий пытается скрыть. Ведь нашу речь нам контролировать проще, чем движения тела.

С точки зрения общекультурного смысла здесь очень любопытно проявляется мифологичность мышления деревенских жителей и как народ объясняет и выстраивает причинно-следственные связи между событиями, которые с нашей рациональной точки зрения никак не связаны.

  

Например, одна старушка пересказывала историю, как девушки на Пасху пошли в клуб на танцы. Разумеется, такое действие строго запрещено в традиционной культуре. По дороге в клуб девушки увидели маленького седенького старичка, который строго-настрого им запретил идти на танцы. Одна пошла домой, а другая ослушалась дедушку. В результате вторая домой не вернулась, у нее отнялись ноги, и её принесли. 30 лет до самой смерти она пролежала дома. Рассказчица напрямую связала нарушение запрета и последовавшее наказание, хотя в реальности невозможно понять, почему у девушки отнялись ноги. У такого события может быть много разных объективных причин. Такая логика мышления свойственна представителям традиционной культуры, но эту же логику можно проследить и у всех современных людей, кто, например, суеверен и верит в городские легенды, поэтому мифологичность мышления – довольно устойчивый механизм нашего сознания. 


С какими трудностями столкнулись?

Как таковых моральны сложностей не было, поскольку я очень давно определилась с темой и материалом для исследования. Мне, наверное, повезло, потому что не могу понять, как можно бросить свою диссертацию и отказаться от ее написания. Меня всячески поддерживали коллеги и близкие. Страшно было перед самой защитой, поскольку никого из очных членов диссовета я ни разу в жизни не видела и не могла предсказать их реакцию, учитывая мою не очень традиционную методику исследования. Но диссовет справедливо отметил новизну диссертации. Сложности заключались в подготовке и правильном оформлении документов для диссертационного совета. Нужно было все быстро и правильно оформить. 

Пресс-служба