26 сентября 2014
Политика гражданского согласия – главный инструмент достижения межэтнического равновесия

Сегодня, 26 сентября в Сыктывкарском госуниверситете эксперты и студенты-политологи и международники в рамках круглого стола обсудили вопросы, касающиеся гражданских инициатив и миротворческого потенциала институтов гражданского общества в предупреждении межэтнических конфликтов и обеспечении гражданского согласия в России.



В качестве экспертов выступили д.и.н., зав. отделом этнографии Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН Юрий Шабаев и к.полит.н., председатель Ассоциации национально-культурных автономий Республики Коми Олег Штралер. Кроме того, экспертное сообщество представляли ученые СыктГУ д.филос.н., профессор, модератор круглого стола Игорь Гончаров, д.филол.н., директор Института гуманитарных наук Ольга Кушнир и к.и.н., доцент Юлия Афанасьева.



По словам модератора Игоря Гончарова, круглый стол проводится в рамках исследования, нацеленного на получение информации о возможностях привлечения институтов гражданского общества к миротворческой деятельности и предупреждению межэтнических конфликтов. Кроме того, результаты исследования позволят определить направления деятельности структур гражданского общества, работа по которым могла бы стать эффективным средством предупреждения межэтнических конфликтов.



Олег Штралер привел пример структуры гражданского общества, связанной с национальной проблематикой, и рассказал о том, какие инициативы реализованы ею в этой сфере в регионе:
- В Республике Коми Ассоциация национально-культурных автономий реализует различные проекты, например, Дни национальных культур в муниципальных образованиях, в которых принимают участие представители республиканских национально-культурных объединений, творческие коллективы. В рамках Дней проводятся круглые столы, посвященные развитию национальных культур, поддержанию национального согласия, взаимодействию национальных объединений.



Однако Юрий Шабаев акцентировал внимание участников на том, что обеспечение гражданского согласия – это, прежде всего, забота государства, задача государственной политики:
- Политика гражданского согласия – политика, нацеленная на интеграцию всех этнических, религиозных, социальных групп населения страны в единое политическое и гражданское сообщество, российскую нацию. И в Стратегии государственной национальной политики РФ основной упор сделан на гражданскую интеграцию. Именно такой политики нам не хватает. В ней должны быть задействованы общегосударственные институты: армия, школа, средства массовой информации.

По мнению эксперта, одним из действенных способов обеспечения гражданского согласия может стать введение в школе уроков толерантности.

Участники круглого стола пришли к выводу, что институты гражданского общества несомненно должны активно работать в направлении обеспечения гражданского согласия, однако большая часть населения довольно слабо вовлечена в их деятельность, поэтому ведущую роль обязано играть государство.

Результаты исследования о возможности вовлечения некоммерческих организаций в деятельность по профилактике межнационального и межконфессионального мира и гражданского согласия будут использованы при разработке методических материалов по выработке программ развития толерантности в стране, а также программ поддержки социально ориентированных НКО.

Управление по связям с общественностью

***
Осенью 2011 года началась реализация государственной Программы поддержки социально ориентированных НКО. В 2013 г. по инициативе Президента РФ была инициирована кампания всесторонней поддержки институтов гражданского общества.
Фондом этнополитических исследований «Континент» реализуется социально значимый проект «Гражданские инициативы и миротворческий потенциал институтов гражданского общества в предупреждении межэтнических конфликтов и обеспечении гражданского согласия в России».
Разработчики проекта и научные руководители - академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая Валерий Тишков и д.ф.н., профессор Валерий Коваленко.
Одной из целей исследования является определение проблемных зон и аспектов, которые могут возникнуть при вовлечении институтов гражданского общества в сферу предупреждения межэтнических конфликтов.