29 мая 2015
Кристина Забулионите: Современный человек очень торопится и не успевает созревать как личность

В Сыктывкарском государственном университете им. Питирима Сорокина открылась XI Международная научная конференция «Семиозис и культура: антропология современности», куда съехались десятки ученых со всей страны. О проблемах становления современного человека, образовании как фундаментальной основе государства, восприятии искусства и патриотизме корреспондент БНК пообщался с двумя именитыми гостьями и участницами конференции вице-президентом Научно-образовательного культурологического общества России, доктором искусствоведения, зав. кафедрой теории и истории культуры РГПУ им. А.И Герцена, профессором, Любовью Мосоловой и доктором философских наук, профессором Санкт-Петербургского университета из Литвы Кристиной Забулионите.

KBV_1104.jpg

Фото Юрия Кабанцева

- Расскажите о конференции, с пленарного заседания которой вы только что вышли.

Л.М.: - Для начала хотелось бы немного сказать о нашей кафедре университета. Кафедра необычная, в России таких немного, она является центром культурологических исследований и особенно активно занимается изучением знаковой, семиотической стороны культуры. Человек - существо символическое, и его символическая сущность в истории меняется. Современный человек с его символической культурой, его знаковыми системами отличается от того человека, который был прежде. Кафедра уже на протяжении 11 лет проводит конференции, сначала они были небольшие, но затем интерес возрастал, сборники, которые выпускала кафедра по этим темам, содержали очень интересный новый материал. Сегодня здесь ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Петрозаводска, а доклады представлены даже из Финляндии и Киргизии. Это говорит о большом интересе к культурологи, к семиотической стороне культуры и человеку, как существу, породившему знаково-символические системы. На кафедре культурологии СГУ им. Питирима Сорокина много талантливых ученых, несколько докторов наук, многие из них защищались в нашем университете - и Ирина Фадеева, и Владимир Сулимов, и Александр Котылев. Хотелось бы перетащить часть ваших преподавателей на нашу кафедру, но не получается - и ставок нет, и с жильем плохо. Но могу сказать, что здесь работают такие люди, которые могли бы работать в МГУ, СПбГУ, Герценовском университете. На конференции речь идет о том, какие знаковые символические системы произвела современная эпоха: СМИ, интернет, сетевые общества - и эта новая система символов и знаков требует от человека другой адаптации, поэтому огромное количество сил и средств в образовании тратится на то, чтобы освоить эти системы.

KBV_1093.jpg

- Одной из проблем обсуждения конференции значится становление современной эффективной и интеллектуальной личности. Что это за личность?

Л.М: - Сейчас остро стоит вопрос об интеллектуальной культуре человека. Мы замечаем, что выпускники школ перестают логически мыслить, ставить вопросы, давать аргументы, делать выводы - очень страдает рационально-логическая культура. А сегодня нам нужен сильный интеллектуализм, потому что современный человек имеет дело с огромным количеством текстов - это и обычные книги, и интернет. Ему приходится встречаться с разными интерпретациями одних и тех же текстов, поэтому он должен уметь сравнивать, выбирать, оценивать - это и есть новая интеллектуальность. Такого не было еще 50-60 лет назад. Человек должен ориентироваться, находить смыслы и обращаться с этими смыслами, которые ему понадобятся в дальнейшей жизни.

KBV_1110.jpg

К.З.: - В наше время слишком переоценивают разум человека и прогресс разума, но недооценивают его экзистенцию, его уникальность. Разум не делает человека счастливым. Во Французском просвещении фундаментальной идеей был прогресс разума, а в немецком просвещении Гербер говорит о прогрессе человеческого духа. Это есть настоящий прогресс. Вот как раз духовная сторона, духовный прогресс сегодня совершенно затерялся, остался прогресс разума, техногенной цивилизации, но не прогресс духа. Искусство тиражируется, с него стирается аура, которая переносит тебя в мир других смыслов. А когда искусство быстродоступно, тиражируется и не требует переживания, оно не работает. Раньше искусство было чем-то возвышенным, но сейчас эта аура стирается. Много факторов может влиять на это. Сегодня человек хочет все быстро: получить образование, степень, заработать деньги, быстро стать кем-то. Он очень торопится и, торопясь, не успевает созревать как человек. Не надо торопиться. Надо помнить о том, что мир - это там, где стоишь ты, вот где центр мира, потому что каждый человек - есть уникальный опыт, и он единственный. В средние века считалось, что каждый человек имеет какую-то сокровенную, божественную искру и каждый человек ценен. Сейчас в массовом обществе все люди равны, разум у всех одинаков. Человек очень плотно связан с той культурой, в которой он живет. Если возникают проблемы в культуре, кризис культуры, человеку становится неуютно, он становится бездомным существом. И тогда он пытается реализовать себя в очень практических, прозаических вещах.

Л. М.: - Искусство - ничем не заменимый способ понимания человека. У нас стало более легкомысленное отношение к искусству - создавать произведения тоже торопятся. А потом очень глубокомысленно говорят «он так видит», а на самом деле бывает - то, что он представляет - это совершенно пустые вещи. Но он так видит. И какой в этом смысл? Неслучайно многие произведения искусства сейчас называют симулякрами и культурой блефа, а докопаться до фундаментальных ценностей, которые человечество завоевало в своем развитии, трудно.

KBV_1120.jpg

- Как же научить человека думать?

Л. М.: - В вузе и начиная со школы надо осваивать языки искусств. Не освоив языка каждого вида искусства, очень трудно разобраться в том, что художник предлагает зрителю, не зная языка музыки, кино и так далее. В современной школе много делается, чтобы школьники освоили разные языки искусств, начиная с детства. Проблема в том, что учителя в школе не всегда всерьез сами осваивают эти программы, которые ребенка приучают к знанию языка искусства. А раз это не преподается должным образом, то и ребенок остается без понимания языков.

К.З.: - Насчет того, как научить человека, я поделюсь своим личным опытом: я всегда училась только у тех учителей, которых я любила и которым верила. Самое главное - пробудить его к жизни, и, когда он почувствует себя не через разум, а через внутренние экзистенциальные переживания в жизни, он начнет понимать, что ему близко, а что нет, начнет встречаться с теми людьми, которые важны в его жизни. Еще один момент - я совершенно не представляю, как может образование описываться таким термином, как образовательная услуга, а преподаватели приниматься на работу на договорной основе, образование. Это нонсенс. А слова ведь имеют символическое, мистическое значение. Когда пропадает связь учителя и ученика, конкретно взятых учителя и ученика, теряется сама суть образования человека как личности. Можно напичкать любыми знаниями, но, если ты не пробудишь в человеке мышления, ничего не получится. Информация - это не знания. Мышление - это когда “я понимаю”. И пониманию научить гораздо сложнее, чем дать компетенции знания.

- И тем не менее в современной школе детей учат так, чтобы они сдали ЕГЭ


К.З.: - Тесты отучают человека мыслить. В тестах заданы ответы, а в этих ответах не требуется мышление, поэтому оценка образования по тестам - это какая-то социальная дрессура, когда человек не имеет права дать свой, может быть, даже более ценный ответ.

Л. М: - К сожалению, в министерстве образования до сих пор не поняли, что само образование - это способ воспроизводства культуры нации - всей культуры через обучающихся детей, потому что будущие поколения будут творить культуру - и материальную, и социальную, и художественную. Учителей нельзя превращать в тьюторов.

KBV_1108.jpg

- Еще одно понятие, которое в последнее время звучит все чаще, - патриотизм. Как в современных условиях трактуется оно культурологами?

Л. М.: - Патриотизм - это понимание ценности и уникальности своей родины. И это любовь к своей родине и способность ее защищать. Всегда в мире были какие-то геополитические интересы, кому-то хотелось заполучить какие-то территории, власть. Наивно думать, что мы должны бросаться в объятия всем этим жаждущим использовать Россию в своих целях. К сожалению, ценности своей родины не понимают многие даже в высших эшелонах власти.

К.З.: - Патриотизм - это тоже вещь достаточно экзистенциальная. Невозможно стать патриотом по желанию.

Л.М: -Человек должен чувствовать себя частью своей земли.

К.З.: - Патриотизм может иметь разные формы, он не обязательно должен быть связан с яркой политической идеей. Вот как у персонажа пьесы «Любовь Яровая» Константина Тренева - странный профессор Горностаев на предложение жены уехать из России во время гражданской войны отвечает: «Я езжу за границу только на конференции». Родина - больше, чем конкретный исторический этап, конкретно победившая одна или другая партия. Экзистенциальное ощущение родины и культуры очень глубоко сидит в человеке, и поэтому он не должен отчаиваться, когда какой-то руководитель, какая-то партия, пусть даже в данный момент занимающая ведущие позиции, не соответствует его представлениям о том, как должно быть, потому что родина - это больше, чем партия, больше, чем конкретный период, в котором и страны, и культуры могут заблуждаться. Патриотизм - это очень сложное чувство.

KBV_1094.jpg

- Насколько важен этнический аспект в освоении культуры?

К.З.: - Я верю, что человечество возродится через этнические культуры. Это моя внутренняя вера. Этнические культуры сохраняют сокровенные, базовые ценности отношения человека к природе, человеку, обществу в целом.

Л.М: - Этническую культуру надо делать современной, не утрачивать то, что накопил народ, архаичное, и не просто воспроизводить костюмы и орнаменты.

К.З.: - Это должно быть пропитано переживанием, духом культуры.

Л.М.: - Музей, конечно, тоже хорошо, если музейные ценности осваиваются экзистенциально. Культура - это тот порыв, который нужно пробудить во время воспитания человека.

Источник: ИА БНКоми