18 июня 2015
My Fulbright Experience: личный опыт прохождения стажировки в США по программе Fulbright FLTA

«Поздравляем! Вы выбраны для получения гранта программы Фулбрайт для молодых преподавателей английского языка (Fulbright FLTA) на 2014-15 учебный год», - так начиналось электронное письмо, полученное мною 12 мая прошлого года, которое буквально перевернуло всё с ног на голову и разделило мою жизнь на «до» и «после». Год упорной работы и прохождение трех сложнейших этапов программы принесли свои плоды, и вот я - стипендиат самой престижной грантовой программы международных академических обменов в мире.



Программа Фулбрайта предоставляет возможность студентам, преподавателям и ученым пройти обучение, провести исследования и получить бесценный опыт преподавания в университетах США. При этом грант полностью покрывает все расходы на всех этапах конкурсного отбора, включая транспортные расходы и оплату экзамена TOEFL, а также расходы на поездку в США и обратно, медицинскую страховку, ежемесячную зарплату или стипендию в случае прохождения по конкурсу и получения гранта. Цель программы - привлечение молодых преподавателей английского языка к преподаванию русского языка и культуры американским студентам, а также улучшение знаний английского языка и профессиональный рост.



Конкурс по программе FLTA проходит в 3 этапа и длится ровно год. Первый этап является самым важным и ответственным, т.к. именно на нем отсеивается большинство участников. От того, насколько оригинальны и уникальны ваше мотивационное письмо, а также ряд других необходимых эссе и рекомендательных писем, зависит то, будете ли вы выбраны для прохождения во второй тур. Участники, прошедшие во второй тур, приглашаются в Москву на сдачу экзамена TOEFL и индивидуальное интервью с представителями программы Фулбрайта и Государственного Департамента США.

Третий тур проводится уже без участия конкурсантов. И, наконец, в октябре-ноябре участники получают долгожданные письма с результатами первого и второго туров. Затем проходит достаточно длительный период ожидания распределения в американские вузы, результаты которого становятся известны в середине или конце мая. После распределения конкурсанты должны связаться со своими супервайзерами в университетах или колледжах США, собрать все необходимые документы и подготовить медицинскую форму. Только после этого этапа можно начинать паковать чемоданы и готовиться к удивительному и насыщенному году в США.

Перед отъездом в Америку всех стипендиатов Фулбрайт собирают в Москве для предвыездной ориентации и торжественного приема в Спасо-Хаус - резиденции посла США в России.

В августе участников ждет еще одна ориентация, проводимая уже непосредственно в Америке в одном из крупнейших университетов, которая предоставляет участникам возможность не только адаптироваться к жизни и работе в вузах США, но также познакомиться с другими стипендиатами со всего мира. Ориентация длится обычно 3-4 дня, а после участники разъезжаются по своим университетам и колледжам в разные штаты.

В декабре все стипендиаты Фулбрайта (более 450 участников со всего мира) съезжаются в Вашингтон на конференцию, где в ходе участия в тренингах, мастер-классах, презентациях и выступлениях делятся друг с другом опытом и знаниями, полученными за первый семестр работы в США.

Мне посчастливилось получить распределение в колледж города Вустер, штат Огайо. Колледж Вустера неизменно входит в число лучших гуманитарных колледжей Америки и славится высоким образовательным стандартом, а также, наряду с Принстонским университетом, выдающейся программой самостоятельного исследования (Independent Study Program).



Каждый американский университет устанавливает свои требования и круг обязанностей для Фулбрайт-ассистентов. В мои обязанности входило проведение занятий русского языка на кафедре немецкого и русского языков в группах на разных этапах обучения. Также я была назначена директором Русского Дома, где в очень комфортных условиях проживают студенты-старшекурсники, изучающие русский язык. Моей главной задачей было погружение студентов в язык и культуру изучаемого языка посредством круглых столов, просмотра русских фильмов с последующим обсуждением на русском языке, а также организации дополнительных занятий для нуждающихся в индивидуальной помощи по языку.

Одним из обязательных условий программы является изучение стипендиатом двух предметов в семестр, причем одним из них должен быть курс по американистике (American Studies), а другие должны быть непосредственно связаны с преподаванием иностранных языков. Мною был выбран курс American Religious Communities, а также три языковых курса по немецкому языку среднего и продвинутого уровня. Могу с уверенностью сказать, что выбранные курсы способствовали моему профессиональному росту как преподавателя иностранного языка, помогли проявить творческий потенциал, улучшили уровень немецкого как второго иностранного языка, обогатили мою «педагогическую копилку» эффективными методами преподавания иностранного языка, которые я, безусловно, буду использовать в своей преподавательской деятельности.

Этот учебный год был очень насыщенным и богатым на события, ведь жизнь в колледже била ключом и не давала скучать. В свободное время я встречалась с моими американскими друзьями-коллегами, ходила в тренажерный зал, вела блог о моей жизни в Америке, много читала, занималась рисованием и фотографией, ходила в музеи и кино, а также очень много путешествовала в компании других Фулбрайт-ассистентов из Австрии, Франции и Китая, которые вместе со мной работали в колледже.

Юлия Погорелова,
ассистент кафедры английского языка
Институт иностранных языков