9 июля 2015

Депутат Госдумы РФ Владимир Бурматов оценил комплексность кампусной системы СГУ им. Питирима Сорокина

В ходе рабочего визита в столицу республики заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ Владимир Бурматов сегодня посетил Сыктывкарский госуниверситет и встретился с ректором СГУ Мариной Истиховской. В рамках презентации вуза депутату были представлены ведущие направления его деятельности и наиболее перспективные для развития региона проекты. В частности, профориентационная модель, внедряемая университетом в масштабе республики, и кампусная информационная система, созданная IT-специалистами СГУ на основе универсальной электронной карты.

KIR_2991-copy.jpg

Фото Кирилла Затрутина

Владимир Бурматов узнал со слов ректора, что СГУ им. Питирима Сорокина на сегодня является ведущим вузом республики, выпускники которого, в основном, и управляют Коми. По крайней мере, руководители муниципальных образований и учреждений социально-экономической сферы региона имеют диплом Сыктывкарского университета.

В начале выступления ректор отметила, что под новым названием университет работает всего несколько месяцев, также недавно вуз успешно прошел процедуру реорганизации путем присоединения к университету старейшего образовательного учреждения высшей школы в республике — Коми государственного педагогического института. Сейчас в СГУ им. Питирима Сорокина учатся около восьми тысяч студентов, профессорско-преподавательский состав занимает более тысячи ставок.

- В этом году университет прошел сложную процедуру аккредитации, которая в итоге сплотила коллективы двух учреждений в один, - отметила Марина Истиховская.

- Вижу лукавство в ваших словах, - не поверил на слово ректору депутат.

- Нет, это не лукавство. Аккредитация стала испытанием, которое легло на плечи разрозненного коллектива, и этот сложный период нас сплотил. Думаю, если бы не было аккредитации, что-то такое надо было бы придумать, - попыталась убедить Владимира Бурматова Марина Истиховская.

KIR_2984-copy.jpg

Кроме дружного коллектива, у университета есть и другие достижения. Так, по оценке министерства образования и науки России СГУ им. Питирима Сорокина соответствует требованиям, предъявляемым к высшим учебным заведениям, по шести пунктам из семи.

- В 2011 году — до реорганизации — и СыктГУ, и КГПИ выполняли только один показатель. Так что с точки зрения мониторинга и аккредитации мы серьезно поправили свои проблемные зоны, - сообщила Марина Истиховская, расширив эту общую информацию конкретными цифрами, в которых измеряется эффективность образовательной, международной и финансово-экономической деятельности, научно-исследовательской работы и трудоустройства выпускников. Единственный показатель, который не выполнил университет, — это соответствие уровня заработной платы преподавателей размеру средней заработной платы по республике. - Мы просто не смогли спрогнозировать, что в декабре средняя заработная плата в республике увеличится, поэтому сейчас она у нас на два процента меньше, чем в среднем по региону.

KIR_3039-copy.jpg

Также ректор рассказала о молодежной политике вуза.

- Мы считаем — и это принципиально, - что университет должен выпускать не только специалистов, но и достойных граждан своей страны. Представители нашего студенческого движения становятся победителями престижных российских и международных конкурсов. В стенах университета активно развивается волонтерское движение, которое является наиболее сильным среди других образовательных учреждений республики, - отрекомендовала основную направленность молодежной политики СГУ им. Питирима Сорокина Марина Истиховская, добавив, что в этом году в университете пройдет конкурс «Универвидение», который получил статус федерального проекта.

- Видимо, это как «Евровидение», но только без бородатых женщин, - пошутил Владимир Бурматов.

Больше всего депутата заинтересовала инициатива университета о создании новой модели профориентационной работы, которая должна охватить всю республику.

- Совместно с правительством региона в каждом муниципалитете мы создали специальные комиссии, задача которых - координировать взаимодействие работодателя, школы, ссуза и вуза. И уже сейчас мы видим некоторые результаты: теперь работодатели заинтересованы привести конкретных ребят в конкретное учебное заведение, - рассказала о намечающейся тенденции депутат Госсовета РК.

- Мне это особенно интересно, потому как я считаю утрату системы ранней профориентации ключевым недостатком и системной проблемой в балансе кадров, которые мы готовим, и тех кадров, в которых нуждается наша экономика, - поделился своей озабоченностью заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы РФ и попросил рассказать, как эта профориентационная модель работает на уровне школы.

Марина Истиховская заметила, что работа пока не поставлена, однако некоторые ее механизмы уже опробованы, и этот опыт позволяет говорить о потенциальном эффекте всей системы.

- Должны создаваться профильные классы под приоритетные направления подготовки, также система должна быть ориентирована на конкретный вуз — у нас же все абитуриенты едут в Москву и в Питер, а возвращаются оттуда только 1,5 процента выпускников. Пока мы выстраиваем вертикальное взаимодействие между всеми участниками процесса — школой, ссузом, вузом, работодателем — на уровне неформальных связей, но было бы неплохо, если бы законодатель дал нам возможность официально действовать в этом направлении без получения отдельной лицензии, - обратила внимание на трудности профориентации ректор Сыктывкарского госуниверситета.

KIR_3043-copy.jpg

Проректор по инновационной деятельности Наталья Михальченкова рассказала Владимиру Бурматову о кампусной системе на основе УЭК. Ее появление было вызвано необходимостью оснастить все объекты университета системой безопасности при отсутствии отдельного финансирования.

- Нам как минимум надо было обеспечить всех студентов и сотрудников электронными пропусками и дальше выстраивать систему учета. Универсальная электронная карта гражданина Российской Федерации выдавалась бесплатно и уже имела доступ к базовым сервисам электронного правительства и функцию электронной подписи. Мы просто дополнительно «дописали» на нее еще и нашу систему коммуникации, безопасности, учета и контроля за образовательной деятельностью, - пояснила, что такое университетский кампус и как он появился, Наталья Михальченкова, добавив, что университет ведет подготовку по «закрытым» специальностям в области информационной безопасности. - Для этого нами создана база секретных лабораторий, обеспечивающая безопасность в области государственной тайны и информационных систем.

По словам проректора, некоторыми инновационными разработками в составе кампусной системы с целью перенятия опыта заинтересовался Рособрнадзор.

Владимир Бурматов уточнил, является ли система разработкой университета, и, получив утвердительный ответ, сделал резюме.

- Очень многие вузы демонстрируют аналогичные продукты, они тоже красиво называются и рассчитаны на то, что никто не захочет посмотреть, что там на самом деле внутри. А ты смотришь — и просто слезы: готовые программные решения, чуть ли не «скайп», который выдают за ноу-хау, - рассказал об аналогичных проектах других вузов депутат Госдумы и пообещал показать челябинским ректорам, к чему нужно стремиться, на примере СГУ им. Питирима Сорокина. - По контролю посещаемости, кабинету студента и преподавателя есть готовые решения, и все о них знают, но они сегментированы, стоят три копейки. А меня заинтересовало, что ваша система работает в комплексе, и я готов максимально вас поддерживать в ее развитии.

KIR_3046-copy.jpg

Депутата порадовало и наличие секретных лабораторий.

- Важно, чтобы потом ребята не разбежались, их надо чем-то замотивировать остаться не то что в регионе, а вообще в стране, - предупредил руководство вуза Владимир Бурматов и пообещал следить, как в университете развивается система профориентации. - В любом случае, не мытьем, так катаньем, мы заставим Минобраз реализовывать этот проект в масштабах страны, иначе придется избушку на клюшку закрывать - ни о каком импортозамещении, развитии собственных производств не может быть речи. У нас сейчас наблюдается двойной разрыв между спросом и предложением, ни о каком образовательном рынке речи не идет, это не рынок - это просто хаос настоящий. Другой вопрос, на чьем опыте мы будем разрабатывать профориентационную модель, - подвел итоги совещания Владимир Бурматов и отправился в сопровождении руководства вуза на экскурсию в закрытые лаборатории инженерно-технической защиты информации.

ИА БНКоми