2 ноября 2015
Преподаватели СГУ им.Питирима Сорокина приняли участие в работе I Всероссийского съезда дефектологов

26-28 октября в Москве прошел I Всероссийский съезд дефектологов «Особые дети в обществе». Его основная цель – объединить усилия в решении задач реализации социальной политики в интересах детства, а также помочь позитивной социализации детей, подростков и молодежи с ОВЗ.



В работе Съезда приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти, культуры, спорта, бизнеса, медицины, издательской и промышленной индустрии, родительских и общественных организаций; руководители, педагоги, исследователи в сфере образования и науки, в том числе сотрудники психолого-медико-педагогических комиссий, специалисты центров ранней диагностики и раннего сопровождения детей-инвалидов. СГУ представляли заведующая кафедрой общей и специальной педагогики С.Д. Сажина и ассистент кафедры, аспирант А.Р. Бажукова.

В работе форума приняли участие 1760 человек из 75 регионов России. Здесь рассматривались вопросы управления процессом образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), содействия самореализации и карьерным устремлениям молодых людей с инвалидностью, деятельности общественных организаций по защите прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ, подготовки и переподготовки специалистов в свете модернизации образования и др.



На Пленарном заседании были подняты актуальные вопросы: межведомственное и сетевое взаимодействие в коррекционном пространстве, инклюзия: за или против детей с ОВЗ, дефицит кадров: что делать?, нормативная база: стандарты обучения детей с ОВЗ.

В рамках съезда работали 10 круглых столов. Много было вопросов комментариев и предложений среди аудитории : «переименовать название дефектология», «идеи Л.С Выготского. устарели», «инклюзия – это хаос в настоящее время, не подготовлены и педагоги, и дети», вопросов, связанных с вариативностью обучения детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве, сокращение педагогов, превращение коррекционных школ в Ресурсные центры и особенностей содержания обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Так, в рамках вопроса о научных исследованиях в сфере инклюзивного образования, специалистами-практиками была заявлена потребность в опоре на данные качественно проведенных научных исследований, в тоже время научными сотрудниками была представлена проблема выбора баз для исследования. Так, исследование качества инклюзивного образования невозможно проводить в образовательных организациях, где осуществляется формальная инклюзия, и обучающиеся с ОВЗ вводятся в класс, без организации деятельности по созданию специальных образовательных условий. На базе должен реально существовать и развиваться объект исследования «инклюзивное образование». В инклюзивном образовании научные исследования идут за практикой.

На секции, посвященной профессиональному образованию, затрагивались вопросы профессиональной подготовки специалистов для работы в инклюзивном образовании, об адресной работе с целевой аудиторией, о более широком использовании новых форм профессиональной переподготовки как специалистов общеобразовательных школ, так и специалистов коррекционного образования. Обсуждалась возможность включения модуля по инклюзивному образованию во все программы повышения квалификации специалистов системы образования и проведение регулярных методических семинаров для всех категорий специалистов.

На заседаниях круглых столов было продолжено обсуждение технологий работы с детьми с ОВЗ и возможности формирования основ жизненной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями развития. Все участники съезда дефектологов были единодушны во мнении, что дефектолог сегодня – особая фигура в образовании. Это не просто специалист сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, их родителей и педагогов, это ключевая фигура в условиях образовательной инклюзии.

Светлана САЖИНА