16 мая 2016
Эксперт Елена Брызгалина: Единый лейтмотив развития образования - интеграция и преемственность

13 мая 2016 г. В Ухте обсудили насущные и наболевшие вопросы образования в Республике Коми. Мероприятие прошло под эгидой общественного движения «Общероссийский народный фронт» при поддержке Министерства образования и молодежной политики Республики Коми, при участии врио Главы Коми Сергея Гапликова, представителей министерств и ведомств регионального и федерального уровней, также известных российских экспертов.




Активное участие в Форуме приняла и делегация СГУ им. Питирима Сорокина под руководством и.о. ректора Натальи Михальченковой.



Смысловым ядром форума стала работа трех параллельных дискуссионных площадок, модерируемых специально федеральными экспертами ОНФ: «Роль работодателей в формировании системы образования будущего: интеграционные механизмы профессионального образования и бизнеса» (модератор - доктор педагогических наук, профессор, член комиссии по науке и образованию при Председателе Государственной Думы РФ Сергей Гиль); «Качество образования — развитие Республики Коми» (журналист, общественный деятель, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев); «Кадры для региона: новое измерение молодежной политики» (кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования МГУ Елена Брызгалина).



На всех трех площадках члены делегации СГУ представили свои доклады. Руководитель департамента довузовского образования, профориентации и развития карьеры Людмила Ветрова представила на Форуме структуру системы взаимодействия вуза с работодателями. Зампроректора по учебной работе – начальник учебно-методического управления Елена Яковлева и директор института педагогики и психологии Вячеслав Антонов приняли участие в обсуждении подходов к оценке качества образования, в том числе педагогического и инклюзивного. Представители департамента по молодежной политике и социальным вопросам Ольга Есева и Яна Вершинина поделились опытом реализации в вузе программы развития деятельности студенческих объединений.



В своем выступлении Н. Михальченкова затронула важную проблему, которая нашла свое отражение в тексте резолюции Форума. В ее выступлении речь шла о проблемах формирования политики в кадровом обеспечении стратегии развития как региона, так и в целом России:
- Вузы при решении вопросов контрольных цифр приема, целевых мест должны опираться на долгосрочные прогнозы, необходимо понимание, какие специалисты будут востребованы через четыре года, когда сегодняшние абитуриенты станут выпускниками. Это во многом решило бы проблему трудоустройства и позволило бы министерствам и образовательным организациям эффективно подходить к вопросам формирования контрольных цифр приема. Но сегодня такого понимания нет, - резюмировала Н. Михальченкова. - Между тем, если вернуться к истории, то стоит отметить, что первый ректор Сыктывкарского госуниверситета Валентина Витязева в информационной справке, которая обосновывала необходимость открытия университета в столице Коми, акцентировала внимание именно на прогнозе востребованности кадров высшей школы на долгосрочную перспективу. И сегодня к этой практике необходимо возвращаться.

Участниками обсуждения стали представители вузовской общественности республики, работники систем школьного, дополнительного и профессионального образования, представители муниципального управления образованием и сотрудники профильных региональных и федеральных учреждений и ведомств.



Вячеслав Антонов обозначил и другие проблемные моменты:
- Необходимо отладить механизм: предприятия и организации просят сегодня выпускника, заявку на подготовку которого они не делали. Это - первая проблема. Вторая проблема - это механизм взаимодействия обучающихся, организаций и работодателей. Для того чтобы выпускник соответствовал потребностям работодателя необходимо, чтобы программы соответствовали интересам предприятий. Это можно урегулировать только посредством участия работодателей в процессе разработки образовательных программ. И третья проблема - это контрольные цифры приема. Существующая система сегодня противоречит логике потребностей регионов. Действует принцип - сначала головные вузы и только потом региональные. А потребности региона идут от обратного. Нужно подготовить кадры, которые нужны нам, а Москве пусть достанется то, что останется лишнего: ведь те, кто уезжает в Москву, обратно, как правило, не возвращаются. Необходимо перевернуть распределение КЦП наоборот - сначала удовлетворять заявки региональных вузов с точки зрения потребности региона, а остаточную часть отдавать как дополнительную возможность для центральных вузов.

Подводя итоги работы площадок на пленарном заседании, участники обсуждений и модераторы не скрывали: дискуссия была напряженной, местами - острой, но заданный тон лишь подтверждает актуальность поднятых вопросов.

Несмотря на строгую очерченность круга тем, обсуждаемых на каждой площадке, во всех представленных экспертами по итогам дискуссий резолюциях отчетливо прослеживался единый лейтмотив. Наиболее емко его охарактеризовала Елена Брызгалина: интеграция и преемственность. Е. Брызгалина подчеркнула, что оба термина стоит понимать в самом широком смысле, имея в виду и взаимную преемственность всех образовательных уровней, и интеграционные механизмы профессионального образования и бизнеса, и соответствующую адаптацию нормативно-правовой базы, и внедрение адекватных воспитательных моделей, отвечающих не только требованиям инновационной экономики, но, в первую очередь, потребностям гармонически развитой личности и всего общества. По итогам работы всех дискуссионных площадок сформирован единый банк рекомендаций Правительствам России и Коми, содержащий конкретные предложения по реформированию системы профессионального образования с учетом региональной специфики.

В рамках Форума в УГТУ был открыт бизнес-инкубатор, который стал вторым вузовским в регионе: первый был открыт в СГУ им. Питирима Сорокина.