23 мая 2016
С 9 по 10 сентября 2016 года в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина состоится Международная научная конференция «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века», где учёные нашего университета и других научно-образовательных институтов России представят свои научные работы, связанные с идеями Питирима Сорокина.

Известно, что в конференции примет участие профессор кафедры культурологи и педагогической антропологии СГУ им. Питирима Сорокина Владимир Александрович Сулимов. Корреспондент ИА VERBUM встретился с ним и задал несколько вопросов о будущей конференции и научных исследованиях.


1. Владимир Александрович, как вы считаете, насколько сейчас актуальны идеи Питирима Сорокина?
На этот вопрос можно ответить однозначно: они актуальны. И становятся всё более актуальными с каждым днём. Особенно актуальны идеи его последнего периода жизни, потому что он стал смещать свой научный интерес с социального устройства общества на антропологические качества человека, то есть, прошёл тот же путь, что и Карл Маркс, который сначала говорил о презумпции социальности, о том, что социальность делает человека человеком, а потом начал понимать, что человек делает социальность. Тот мир, в котором мы живём, зависит от того, кто живёт в этом мире. Зависит от качества человека, что этот человек хочет, какие у него ценности, какие у него цели. От этого будет зависеть, как станет развиваться общество. Человек – не раб общества, он выстраивает общественные отношения, и свою картину мира, и общественную картину мира.

Для Питирима Сорокина это понимание выразилось в мысли о постепенной смене человечества с «экономического» человека, который исходит из своих внешних потребностей, стремится к их удовлетворению и обогащению к другому типу человека – человеку, который, думает о своём вкладе в общество. Его главное свойство, которое выделил Питирим Сорокин, – это альтруизм. Не желание разбогатеть, а желание помочь другим людям. Эта точка зрения показалась слишком идеалистической многим американским учёным, но постепенно мы всё больше и больше видим, что это так: общество требует нового человека. Этот человек должен быть не только интеллектуально развитым, но и альтруистически направленным, «заточенным» под бескорыстное сотрудничество.

2. В каких направлениях в университете сейчас ведутся научные разработки, основанные на работах Питирима Сорокина?
Сегодня в университете учёные работают в нескольких направлениях. Прежде всего, это создание теории социокультурного развития, построенного на основных постулатах Питирима Сорокина.

Кафедра культурологии и педагогической антропологии совместно с Лабораторией социокультурных исследований Севера разрабатывает два вектора. Первый – это, собственно, социокультурный вектор. Это те практики и способы жизни, которые наиболее эффективны в сегодняшних наших условиях, и традиционны для российского населения и населения Коми края. И второе – это исследования особого антропологического типа современного человека.

Сейчас формируется и мощное направление собственно социологических исследований социально-культурной динамики современного развития, которое будет связано с международным новым социологическим центром, созданным при университете.

Сегодня речь не идёт об изучении биографии Питирима Сорокина или его наследия. Речь идёт о реализации его основных идей, потому что такой гениальный социолог и философ был долгое время недооценён на своей родине. А ведь основные работы Сорокина были написаны ещё в 40-60 годы. И сейчас мы должны сделать всё, чтобы применить методики Питирима Александровича для развития современного социокультурного знания. Чтобы не опоздать с выявлением тех процессов, которые он предвидел, и которые происходят сейчас в обществе.

3. Действительно, существует такая проблема, что о самом Сорокине и о его идеях в России до сих пор знают мало. В связи с этим планируется ли для популяризации идей Питирима Александровича издание в университете его работ или книг о нём?

Могу сказать, о Сорокине не просто мало знают, но и часто знают не правильно. Из вторых и третьих рук, придумывают всякую ерунду, например, о том, что Сорокин – враг народа, который сбежал из страны. Такого никогда не было, Питирим Александрович был выслан из страны Лениным вместе с так называемым «философским пароходом». Сам Сорокин и знающие его люди писали, что он оставался патриотом России. Во время Второй Мировой войны он возглавлял комитет по сбору помощи Советскому Союзу среди граждан США. И они собрали много средств, которые пошли на дело Победы.

Если говорить о популяризации Сорокина, отмечу, что сегодня существует республиканский государственный центр «Наследие» имени Питирима Сорокина, который издаёт труды Сорокина. В Республике Коми уже вышли два тома собрания его сочинений. Университету пока не нужно издавать ещё что-либо, это большая государственная программа.

Что касается популяризации идей Сорокина внутри самого университета, здесь очень много работы среди студентов и преподавателей. Здесь пока делается не совсем всё. В новом международном социологическом центре при университете планируется наличие нового и интересного виртуального музея Питирима Александровича Сорокина с оборудованием и материалами. Кроме того, в нашем университетском Музее истории просвещения Коми края есть экспозиция посвященная Сорокину. Там имеются документы о Сорокине, связанные с Сорокиным, эти документы должны быть экспонированы.

Мы, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, выпускаем педагогов, общественных деятелей, тех, кто работает с людьми. Ели они поймут, почему этот университет назван именем Питирима Александровича, поймёт и республика, они будут нести эту идею.

В университете будут предприниматься и другие шаги. Это связано, например, с сентябрьской конференцией «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века», которую мы готовим сейчас. Это будет уже вторая крупная конференция, посвящённая жизни и творчеству Питирима Сорокина.

4. Владимир Александрович, какой доклад вы будете представлять на конференции в сентябре?
Я хочу представить доклад с той проблематикой, которую я сейчас разрабатываю: проекции современного человека в той философской и социологической картине мира, которая была описана Питиримом Сорокиным. О современном человеке глазами Питирима Сорокина, о достижениях современного человека, его месте под солнцем, его сущности.

Это разработки на основе антропологического учения Сорокина. Он фактически разработал антропологию, но не успел её смоделировать полностью. И мы вместе с профессором, доктором культурологии И.Е. Фадеевой продолжаем эту работу, моделируем «взгляд» Сорокина, причём, применительно к антропологии современных людей Севера. Здесь, как мне кажется, альтруизм и солидарность должны быть главной чертой человека. Всю свою жизнь Сорокин обращался к воспоминаниям о людях Севера, он считал их сильным культурно-антропологическим типом, и часто о них писал. Вот об этом я буду рассказывать, но названия доклада у меня пока нет.

5. Есть ли у вас в личной библиотеке подборка трудов Питирима Сорокина?
Да, у нас дома есть достаточное количество работ Сорокина. Все те работы, которые у нас были изданы в стране отдельными изданиями. Кроме того, большое спасибо центру «Наследие», который мне дарит все тома того полного собрания сочинений, которое издаёт. Но много работ Питирима Сорокина ещё не переведены, не изданы на русском языке, и существуют только на английском языке. Эта библиотека должна быть переведена при помощи университета в том международном социологическом центре, который мы сейчас создаём.

6. С какой работой Питирима Александровича вы бы посоветовали ознакомиться тому, кто не знаком с Сорокиным, но хочет узнать и понять его идеи?
Питирим Сорокин облегчил всем эту задачу, потому что написал автобиографический роман «Long journey». Это переводится как «Длинная дорога» или «Долгий путь». Правильно это было бы перевести, как «Длинное путешествие».

Роман был издан ещё в 90е годы в Сыктывкаре, есть и московское издание. С этого романа надо начинать. Там он объясняет не только свою жизнь, но и свои мотивы. Он объясняет и сущность своего творчества простыми словами для читателя, который не является специалистом в этой области. Тем, кто не знает, кто такой Питирим Сорокин, лучше начинать с этого произведения, а уж потом – что понравится.

7. Расскажите, какие мероприятия сейчас проводятся в обществах сорокиноведов?
Республиканский центр «Наследие» работает достаточно долго, и там сложились традиции: проводятся две-три встречи в год в виде круглых столов, ежегодные конференции. Одна из конференций (совместно с Коми научным Центром РАН) прошла 19 мая, и она посвящена, как ни странно, Каллистрату Жакову. Сейчас становится понятно, что Питирим Сорокин – это человек из обоймы коми интеллигенции конца XIX – начала XX века, которые пытались создать свой вариант философии, социологии, социальной психологии, этнологии. Первым там был Каллистрат Фалалеевич Жаков, который одно время был учителем Питирима Сорокина. Я выступил на конференции с докладом, в котором сравниваю идеи Жакова и Сорокина, разница между ними очень серьёзная. Также центр занимается изданием единственного в нашей стране журнала «Наследие», целиком посвящённого Питириму Сорокину. Он выходит 2 раза в год, публикует статьи и о Питириме Сорокине, и те работы, которые развивают идеи Сорокина.

В Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина выходит общественно-политический и научно-теоретический журнал «Человек, культура, образование», где сорокинская тема тоже присутствует. У него 4 номера в год. И мы работаем в тесном контакте с «Наследием», но у нас немножко разная тематика. И там, и здесь работают специалисты в области философских, социологических и социально-культурных аспектов сорокинского наследия. Таких известных исследователей в России, активно работающих в сфере развития сорокинских идей, может быть, вообще около двух десятков и многие из них сотрудники Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.

При поддержке центра «Наследие» и университета будет развиваться международный социологический центр, потому что «Наследие» - это учреждение, занимающееся наследием Сорокина, а задача университета, на мой взгляд, - развивать концепцию «гарвардского гения», потому что мы единственный в мире университет имени Питрима Сорокина. Этот центр должен стать таким местом, куда смогут приезжать люди со всего мира, чтобы следить за развитием сорокинских идей.