26 мая 2016
Модернизация педобразования продолжается

Как изменится система педагогического образования обсудили в Сыктывкарском госуниверситете. В аудитории за учебными столами непривычный контингент - заведующие кафедр, руководители образовательных программ и преподаватели. Столь серьезное представительство подчеркивает значимость обсуждаемых вопросов. На фоне часто звучащих критических заявлений о процессах реформирования системы высшего образования эта встреча особенно важна: необходимо услышать предложения Минобрнауки России и выработать свою позицию относительно предлагаемых нововведений. Стоит отметить, что в столице выражают готовность выслушать мнение практиков из регионов. Это показало последнее заседание федерального учебно-методического объединения по педагогическому образованию. 42 вуза были приглашены в Москву для обсуждения возможных путей модернизации педагогического образования. Среди приглашенных была и Галина Болотова. На сегодняшней встрече она – главный спикер.



Система управления образовательным процессом кардинально меняется. Вектор этих изменений был озвучен руководителем департамента государственной политики в сфере высшего образования Александром Соболевым на заседании ФУМО



- Структурные преобразования будут проходить в направлении выявления и поддержки вузов-лидеров, создания опорных региональных университетов и прекращения деятельности «псевдовузов». Работа в этих направлениях позволит сформировать новое качество высшего образования на основе эффективной и конкурентоспособной сети университетов, отвечающей интересам всех участников системы.

Отдельное внимание А. Соболев уделил российской национальной платформе открытого образования, которая, по его мнению, является основой для реализации всех образовательных программ. Платформа уже сейчас предлагает более 100 открытых онлайн-курсов по различным дисциплинам. По задумке авторов это должно обеспечить базовые и вариативные модули образовательных программ.

И этот ресурс в своей практике преподаватели нашего университета активно используют.



Руководитель ФУМО по педагогическому направлению Виктор Болотов рассматривает данную платформу как возможность для кооперации вузов. Считает необходимым делать акценты на реализацию интегрированных образовательных программ.



Взаимодействие и тесное сотрудничество федеральных вузов сегодня становятся основным вектором развития. И стоит отметить, что Сыктывкарский университет в авангарде. Наш вуз активно включился в федеральный проект еще на стадии его первого этапа.



Задачи, которые стоят в рамках второго этапа модернизации, озвучены.

- Ресурсный центр проекта подтвердил наше участие в качестве соисполнителя во втором этапе проекта. Мы участвовали в 1 из проектов, но наша задача на конкурсной основе заработать право участия в качестве соисполнителей в нескольких проектах, - проинформировала коллег Г. Болотова.

Среди основных проектов – проекты по уровням образования (дошкольное, начальное, основное общее и т.д.), подготовка руководителя образовательной организации. Обязательным компонентом предлагаемых разработок должны быть новый принцип управления ООП и апробированный материал для профессиональных и образовательных стандартов.

Федеральные стандарты вновь претерпевают серьёзные изменения. К первому плюсу ФГОС3, с которым вузы только справились, добавляется плюс второй. Это заметно прибавит работы, но вместе с тем, по задумке авторов должно сделать более конкурентоспособными выпускников. Последние изменения тесно связаны с понятием профстандартов.

По мнению Минобрнауки России, вносить коррективы в профстандарты необходимо раз в три года. Подобный подход должен сделать систему высшего образования более динамичной, способной реагировать на запросы социальной и экономической ситуации. Впрочем, придание динамики должно послужить развитию, а не разрушению. Поэтому сегодня создается структура, которая способна отличить «зерна от плевел». В работе вновь создаваемых федеральных дискуссионных площадок Сыктывкарский университет примет активное участие. Уже к 1 июня будут сформированы заявки на вхождение представителей вуза в экспертные советы. Такое приглашение от Минобрнауки России поступило в адрес руководства Сыктывкарского университета.

На заседании ФУМО В. Болотов отметил, управление педобразованием через создание Совета – это эффективная модель организации работы.
- В университете уже год работает Совет по педагогическому образованию, который управляет реализацией образовательных программ по данной укрупненной группе. И на следующем заседании рабочей группы ФУМО мы можем представить свой опыт работы и свои предложения по организации управления образовательными программами в рамках нашей укрупненной группы в классических университетах, - пояснила коллегам Г. Болотова.

В настоящее время в сфере российского образования реализуются два ключевых проекта «Инженерные кадры России» и «Модернизация педобразования», которые поддерживаются на уровне председателя правительства страны. СГУ им. Питирима Сорокина принимал участие в реализации первого этапа данного проекта.

Члены профессионального сообщества СГУ им. Питирима Сорокина имеют возможность принять участие в обсуждении примерных ООП через наших представителей в ФУМО. Университету необходимо до 1 июня не только создать рабочие группы по проекту модернизации педобразования, но и определить, кто будет представлять университет в каждом из 13 экспертных советов и 4 комиссий ФУМО.

Итоги заседания ФУМО по педобразованию (17 мая 2016 года) (.pptx)