29 мая 2016
В. Путин: «Русский язык – основа национальной идентичности»

Именно так оценил роль русского языка Президент страны на завершившемся в Москве I Съезде Общества русской словесности. Съезд завершил свою работу, но дискуссионные площадки форума продолжают работу в регионах. Участники съезда активно обсуждают итоги работы съезда. Столь представительный форум в истории современной России был проведен впервые. В пленарном заседании приняли участие Президент России В. Путин, Патриарх Кирилл, Председатель Государственной Думы С. Нарышкин, Министр образования и науки России Д. Ливанов.

Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина на съезде представляли руководитель регионального отделения Коми Ассоциации преподавателей русского языка и литературы Татьяна Канева и проректор по научной работе, доктор филологических наук Наталья Сергиева.



Съездом были обозначены ключевые задачи государственной языковой политики, которая должна обеспечить единое культурно-образовательное пространство. В своем выступлении Президент России В. Путин назвал сохранение русского языка вопросом национальной безопасности.



- Речь идёт о сохранении – ни больше ни меньше – национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими, - заявил Путин.



- Компьютеры, адаптированные книги вовсе отучат молодежь от чтения классики. Безусловно, это может случиться, если учитель не привьет вкуса к литературе и к чтению. Вот, почему в наше компьютеризированное время, особенно важна роль наставника. Человека, передающего знания от сердца к сердцу. От разума к разуму, - сказал патриарх.

Участники съезда обсудили вопросы, связанные с общим состоянием филологической культуры в стране, проблему укрепления единого культурно-образовательного пространства, роль литературы и русского языка в воспитании подрастающего поколения. Серьезные споры разгорелись при обсуждении содержательной части программы по литературе. Участники съезда вновь подняли непростой вопрос о «Золотом фонде» и механизме его отбора.



Участники съезда в большинстве своем высказывались за то, чтобы право окончательного выбора вариативной части все же было передано учителю. И в этой связи особый акцент в дискуссии был сделан на роль самого педагога. Участники съезда обозначили проблемы, которые сегодня необходимо решать.



Дискуссионные площадки съезда объединили преподавателей ведущих гуманитарных и педагогических вузов страны, учителей русского языка и литературы российских школ, представителей родительского сообщества и общественных организаций, студентов педагогических и филологических вузов. Десятки выступающих, но все говорили об одном, о том, что сохранение языка – это вопрос сохранения русской культуры и даже самого государства.

***
Создание общества русской словесности является продолжением традиции России: забота о русском языке всегда была для России очень важной и лучшие умы всегда занимались развитием русской словесности, начиная с того, что российская Академия наук была создана с этой целью.
Сегодняшнее общество было создано по инициативе Дмитрия Лихачева в 1992 году, затем работа общества была прекращена и в марте этого года при Патриаршем совете по культуре было возрождено общество русской словесности под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Н. Сергиева участвовала в секции, посвященной высшему образованию с докладом «об образовательных и государственных задачах преподавания русского языка в вузе. В докладе был проанализирован опыт работы профессорско-преподавательского состава СГУ, а также собственный опыт УМО по классическому университетскому образованию при реализации государственных образовательных стандартов. Делегация Сыктывкарского университета также принимала участие в подготовке Резолюции I Съезда русской словесности.
Обсуждали вопросы создания общественных организаций филологов и координации их деятельности, рассматривались вопросы стратегического развития филологического образования. Работали секции, посвященные культуре и искусству.